Меньше чем через месяц в Казахстане состоится референдум по поправкам в Конституцию, итоги которого практически предрешены. Запрос на реформы носит настолько массовый характер, что вряд ли хоть одна политическая сила выступит против. Январские события сильно взбодрили правящую элиту: оказалось, что фирменная казахстанская стабильность — не более чем пропагандистская мантра, все более расходящаяся с реальностью.
Основные изменения, за которые предлагается проголосовать казахстанцам, сводятся к следующему: учреждение конституционного Суда, расширение полномочий Парламента, запрет близким родственникам Президента занимать высокие государственные посты, отсутствие какого-либо упоминания о Нурсултане Назарбаеве.
Даже беглый взгляд на эти поправки позволяет понять основной вектор конституционной реформы: Казахстан окончательно пробуждается от многолетнего наркотического опьянения вождизмом. Собственно, нынешняя власть де-юре фиксирует то, что фактически произошло уже давно: Назарбаеву не удалось стать для казахов ни Дэн Сяопином, ни Ататюрком.
При этом нужно признать, что такой шанс у экс-Елбасы был, и вполне осязаемый. Назарбаев всегда был прагматичен, свободен от идеологических клише и восприимчив к новому — далеко не самый слабый набор качеств, особенно для восточных деспотий.
Трудно отрицать и тот факт, что за 30 лет назарбаевского правления Казахстан достиг значительных экономических успехов, в том числе посредством внедрения различных западных моделей. В какой-то момент нация действительно воспринимала Назарбаева как создателя "казахстанского чуда" и отца казахстанской государственности (что близко не светит тому же Путину).
Конечно, Нурсултан Назарбаев не тянул Казахстан в клуб свободных стран, рассматривая демократию лишь через призму сохранения личной власти. Отсюда и множество парадоксов его правления вроде председательства страны в ОБСЕ на фоне унизительных решений ЕСПЧ, фиксировавших полное отсутствие в Казахстане правосудия как такового ("Кабулов против Украины", "Байсаков и другие против Украины").
Но все же, повторюсь, плюсы правления Елбасы очень долго перевешивали минусы: подавляющее большинство казахстанцев готовы были прощать ему практически всё, включая даже жестокое подавление редких протестов.
Что же произошло? Почему итогом политической жизни Назарбаева стало оскорбительное "шал, кет!" ("старик, уходи!") и столь же оскорбительное в своей стремительности отстранение вчерашних обожателей?
Всё просто.
Коррупция и клановость. Клановость и коррупция.
Вызывающая, демонстративная вседозволенность узкого круга членов семьи и приближенных стала раздражать буквально всех. Официально провозглашаемые принципы меритократии выглядели издевательством на фоне экономического и политического рейдерства избранных.
Так вот.
То, что произошло с первым Президентом Казахстана, — самый лайтовый вариант из всех, что грозят Путину.
Назарбаев не причинил Казахстану даже десятой доли зла, которое Путин причинил России. Но и это не спасло "лидера нации" от бесславного финала.
Тем неизбежнее видится сейчас позорный итог путинского правления. Коррупция в исторической памяти перекроет всё — от мифического вставания с колен до бандитских территориальных приобретений.
Казнокрадство убивает любые потуги на величие. Путину не войти в историю даже как великому злодею — офшоры помешают. Так и останется в истории казнокрадом.