Завершается 26-й день войны с момента вторжения России в Украину. И я публикую еще одну статью из серии "Гибель путинского режима и начало распада России". Если получится, объединю эти статьи в новую книгу.
Легче всего подвести военные итоги: убиты 14 700 рашистких оккупантов и еще не меньше 30 000 ранены, уничтожены несколько сотен российских танков и бронемашин разного типа, сбито 96 российских боевых самолетов и 116 боевых вертолетов. (Пять раз высаживались группы российских вертолетов на аэродроме в Чернобаевке, недалеко от Херсона, и пять раз ВСУ их там уничтожали.)
Потери рашистов чудовищны, они явно больше советских потерь за девять лет войны в Афганистане. Достаточно сказать, что убиты шесть российских генералов (включая одного генерал-лейтенанта, командующего общевойсковой армией) и не меньше двадцати полковников и подполковников. (Среди убитых четыре подполковника, все командование Владимирского ОМОНа.)
Одновременно стало совершенно очевидно, что путинское наступление в Украине захлебнулось. На фронте имеет место стабилизация, переход к позиционной войне. Российские войска так и застряли у окраин Киева, Харькова, Сум, Чернигова (даром что Чернигов окружен), Николаева... И ни шагу вперед. Да и наступать "некем и нечем".
Американские военные эксперты публикуют десятки статей о тяжелом поражении путинских войск, вроде статьи Associated Press Russian military slog in Ukraine is a dreadful mess for Putin. Оказывается, эти эксперты до войны сильно переоценивали возможности российских войск.
Единственный ответ Путина — массовое уничтожение украинских мирных жителей. В одном только Мариуполе погибли под российскими бомбами и ракетами, на 20 марта, больше 3000 человек. Общее же число погибших мирных украинцев (по сведениям и оценкам моих друзей-украинцев) явно превышает 10 000. Но это только увеличивает силу украинского сопротивления и приближает поражение и гибель путинского режима.
Поговорим об экономических итогах. На 20 марта общий объем золотовалютных резервов (ЗВР) ЦБ РФ, замороженных на Западе, превысил 300 миллиардов долларов. В одной только Франции заморожено свыше 22 миллиардов долларов. Одновременно общий объем замороженных на Западе активов, принадлежащих российским фирмам и путинским олигархам, превысил 400 миллиардов долларов.
Просто нет слов (не только я считаю, что всего заморожены около 400 миллиардов долларов из ЗВР ЦБ РФ; на этом настаивает и лондонский The Economist). Но можно привести иллюстрирующие факты:
— У Мордашова, владельца "Северстали" (Череповец) и самого богатого (после Путина) обитателя РФ, Финансовая Гвардия Италии "заморозила" виллу на Сардинии стоимостью 105 миллионов евро и яхту стоимостью 65 миллионов евро. (Это в обычно сверхтерпимой Италии!)
— Фридман, путинский олигарх и выдающийся лондонградец, вынужден теперь жить на "мизерные" 2500 фунтов в месяц, "совсем как в студенческой молодости" (ваш покорный слуга тратит в месяц существенно меньшую сумму). Все остальное "заморожено".
— Роман Абрамович живет сейчас немногим лучше Михаила Фридмана.
— Власти Швейцарии, забыв о своем более чем 200-летнем нейтралитете, 28 февраля заморозили активы Медведева и прочих из путинского окружения. Теперь они подбираются к Алине Кабаевой и ее четырем детям (вроде бы от Путина). В самом деле (так считают многочисленные украинцы), почему судьба Кабаевой должна быть лучше судьбы Евы Браун? Кабаева с детьми сейчас живет в роскошном шато недалеко от Лугано.
Приведу теперь серьезные данные и оценки относительно России из уже упомянутого лондонского еженедельника The Economist (экономическая таблица в конце номера):
— В начале февраля, еще до начала российского вторжения, один доллар в Москве и еще нескольких крупных городах РФ можно было свободно купить за 75 рублей. И предполагалось, что в 2022 году ВВП РФ вырастет на 2,5%. 23 февраля, за день до начала вторжения, доллар можно было купить за 80 рублей, а прогноз роста ВВП не изменился.
— 2 марта, через неделю после вторжения, цена доллара подпрыгнула до 111 рублей. А вот прогноз для ВВП РФ в 2022 году изменился с прироста на 2,5% на спад в 1,6%.
— Наконец, 9 марта доллар "подскочил" до 136 рублей (даже это был не курс "для всех", а курс для оптовых онлайн-покупателей; курс нового "черного рынка" достиг 200 рублей). А новый прогноз для российского ВВП в 2022 году был такой: спад на 10,1%. Это означает, в случае реализации, сокращение российского ВВП до уровня 2008 года (локальный максимум до начала Великой Рецессии).
А в реальности, очевидно, в 2022 году все будет гораздо хуже. The Economist в таблице фактов и оценок на 9 марта дает прогноз: розничные цены в России вырастут на 15%. А на самом деле они вырастут, между концом декабря и концом марта, по меньшей мере на 25%.
Поговорим о политических итогах.
Сплочение Запада перед лицом российской угрозы и для защиты Украины уже стало "общим местом". Но теперь к "единому фронту" фактически присоединяется (или уже присоединился) Китай.
17 марта Лавров полетел в Китай просить военно-экономическую помощь. Но его самолет развернулся над Новосибирском и полетел обратно в Москву. Вот примерно так в марте 1999 года, во время "Югославского кризиса", самолет тогдашнего премьер-министра Примакова не долетел до Америки, развернулся над Атлантикой и полетел назад в Москву. Лавров понял, или ему объяснили, что полет в Пекин бессмыслен.
Почти сразу после видеосаммита с президентом Байденом 18 марта председатель Си Цзиньпин в первый раз публично употребил выражение "война России и Украины" ("Элосы хэ Укэлань чжаньчжэн" или что-то близкое). Это знаменательно.
Украинские ведущие сайты отреагировали так: "Китай не поддерживает Россию в войне с Украиной и не оказывает России реальной помощи! Китай склоняется к нейтралитету". Эти же сайты задают вопросы: "Си Цзиньпин испугался санкций Америки — в случае если Китай окажет военно-техническую поддержку России? Или же Китай, увидев военное поражение России, перешел к своей традиционной политике "Поддерживай сильного, толкни слабого?".
На основе собственной информации я могу прокомментировать это так:
— Путин в ходе встречи с Си Цзиньпином в Пекине 4 февраля не сообщил китайскому лидеру ничего конкретного о предстоящем вторжении, и само вторжение стало для Пекина скверным сюрпризом. (Кстати, этой же точки зрения придерживается директор ЦРУ Бернс.)
— Китай после вторжения России в Украину вынужден был приостановить закупки российских нефти и газа, Китай также прекратил железнодорожные перевозки ценных грузов между Китаем и Европой. Пришлось свернуть и ряд других серьезных проектов. Все это обернулось для Китая ощутимыми экономическими потерями, и раздражение Пекина против Москвы сильно выросло.
— А военное поражение путинских войск в Украине убедило обитателей Чжуннаньхай (комплекс к северу от площади Тяньаньмэнь, аналог Кремля), что с Путиным можно не церемониться, а с другой стороны, не надо собачиться с Америкой.
Слава Украине! Смерть рашистским оккупантам!