"Мемориал" нельзя запретить, можно лишь стать гонителем "Мемориала".
"Мемориал" — это символ российского свободолюбия и свободомыслия, символ приверженности России республиканскому правлению и признания первичности прав граждан.
В разные периоды в России запрещали и декабристов, и Пастернака и Солженицына. И так же, как их запрещение, запрещение "Мемориала" означает лишь, что Россия на время погрузилась в мрак деспотии. Это очередная попытка утвердить приоритет прав "правителей" над правами граждан, что и есть определение деспотии.
Процессы по запрещению "Мемориала" — очередная позорная страница в истории российской "судебной системы", эпизод откровенного унижения самой идеи суда. И по своей демагогической разнузданности они могут считаться образцовыми наследниками репрессивной культуры сталинизма".
Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":
"А все-таки, что такого произошло в стране и в мире, что режиму стало надо:
а) срочно требовать гарантий от США;
б) уже не просто поссориться с собственной интеллигенцией (не либеральной, с ней-то давно, — а практически всей и сразу), а вот буквально побить тарелки? Уже всегдашние лоялисты взвыли..."
Александр Эткинд:
"Европейский суд по правам человека остановил запрет Мемориала российским судом до рассмотрения вопроса по существу, иными словами на годы. Невыполнение этого решения приведет к конфликту РФ с европейской правоохранительной системой и ее выходу из международных соглашений, которые она раньше уважала.
Так оно наверно и произойдет. Ведь прошлое для РФ важнее настоящего. Ради прошлого можно пожертвовать всем".
Егор Ершов:
"Подумалось: а ведь Мемориал — чуть ли не единственные из либералов, кто работал по вопросам исторической памяти о советском времени действительно въедливо и планомерно. Всё остальное — разовые акции вроде фильма Дудя про Колыму.
Между тем красная пропаганда во многом берёт именно въедливостью и планомерностью. Посему потеря очень тяжела".
Андрей Мальгин:
"Мосгорсуд запретил правозащитное движение "Мемориал". Судья Михаил Казаков. Известная личность. Ранее он объявлял ФБК и штабов Навального экстремистскими организациями".
Роман Юнеман:
"Какую политическую угрозу мог представлять "Мемориал" для властей? Да никакой.
Но для кого-то в государстве именно те репрессии — это важнейшая скрепа. Кто-то в государстве искренне считает себя наследником тех палачей. И защищает именно их, как они считают, "честное имя".
Слова прокурора про "Мемориал" однозначны: "создает лживый образ СССР как террористического государства" и "обрушивает критику на органы государственной власти".
Убивают даже не "Мемориал" как организацию. Хотят убить саму память о репрессиях, о миллионах пострадавших — убитых, истерзанных, запытанных, сосланных на Колыму и в казахские степи, высланных с позорным клеймом, забытых и проклятых.
Хотят убить само наше право об этом вспоминать и об этом говорить. Наше право задавать вопросы палачам и требовать исторической справедливости.
Значит, говорить и требовать мы будем ещё больше. Ошибаются те, кто думают, что можно заткнуть рот".
Телеграм-канал "СерпомПо":
"А что тут скажешь?
Как это часто бывает, оригинально высказался пресс-Песков. Он отвечал на вопрос о ликвидации международного и правозащитного "Мемориала":
"Это решение суда. Мы никогда не комментируем решения судов".
Какую формулу найти для такого комментария?
"Ушел от ответа" … "Отказался комментировать" … "Спрятал глаза" … "Отвернул в сторону …" … "Слился" … "Прикинулся валенком" … "Сказал, что "нас там не стояло" …
Выбирайте сами.
Но по существу, что здесь комментировать? И так все ясно: уничтожили по политическим причинам.
Хорошую придумали систему — прятаться за решения своего же кривосудия. Показывать погремушку на своем же хвосте. Типа, мы здесь ни при чем. Засучили судейским рукава, послали их на "дело". С них и спрашивайте — с исполнителей в мантиях".
Эль Мюрид:
"Запретить и посадить — вот и все смыслы, которые доступны кремлевским. А председатель КС Зорькин вообще предлагает просто расстреливать. Или вешать — так даже более скрепно. И то правда, чего с ними валандаться?"
Телеграм-канал "Белое дело":
"Центр "Белое Дело" крайне обеспокоен ликвидацией общества "Мемориал" и формулировками обвинения, которые были при этом использованы. В частности, представитель прокуратуры заявил, что "Мемориал" "создает лживый образ СССР как террористического государства".
Это прямо противоречит решению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года, в частности следующим пунктам мотивировочной части:
"В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС".
А также закону от 8 октября 1991 года N 1761-1 О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, где содержатся, в частности, следующие формулировки:
"За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.
Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека".
Т.о., на наш взгляд, закрытие "Мемориала" является ещё одним шагом по ресоветизации нашего общества, которое противоречит букве и духу приведенных выше выдержек из законов РФ и решений КС, и может вызвать существенное недовольство потомков репрессированных, а также всех тех, кто не хочет видеть новую Россию правопреемником СССР в части её репрессивной политики".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter