Выборы премьер-министра в парламенте Японии – ритуал, отточенный десятилетиями, многие детали которого были разработаны еще в начале прошлого века. Депутаты от руки вписывают имя своего избранника в бумажный бюллетень, складывают его определенным образом и под взаимные поклоны выстраиваются в живую очередь к урне для голосования. Этот видавший виды лакированный черный ящик устанавливают на месте трибуны для выступлений: члены нижней палаты движутся к нему по часовой стрелке, а депутаты верхней палаты – наоборот.
Любителям хитросплетений японской политики сегодня, в сущности, оставалось только восхищаться отточенным исполнением этой церемонии, поскольку реальной интриги в парламентском голосовании не имелось: заранее было известно, что победителем и 100-м по счету премьером в истории страны станет 64-летний бывший глава МИД Фумио Кисида, который только что выдержал куда более тяжелое испытание. 29 сентября ему удалось победить на достаточно драматичных выборах председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии, которая имеет в парламенте непоколебимое большинство.
Короче, уже сегодня Кисида представил свой кабинет, состав которого, опять же, был неофициально объявлен еще накануне. Японская оппозиция издевательски назвала его "новым правительством Синдзо Абэ", намекая на то, что влиятельный экс-премьер сыграл основную роль и в избрании нынешнего главы правительства, и в его кадровых назначениях. Однако все не так просто – Абэ, мягко говоря, тоже, по слухам, не вполне доволен структурой нового руководства страны и считает, что его в чем-то обдурили. В первую очередь ему не удалось провести своего человека на важнейший пост генерального секретаря кабинета – главного координатора деятельности правительства. Кисида провернул тонкую интригу и сумел пропихнуть в это кресло более удобную для себя фигуру.
Впрочем, Абэ реально стоит за многими другими назначениями, включая главу МИД и министра обороны, своего брата. Хотя этих матерых политиков нельзя называть в полной мере людьми экс-премьера, примеривающего сейчас роль "серого кардинала". Они имеют собственную базу поддержки и претендуют на серьезное продолжение карьеры. Сохранение в правительстве прежних глав МИД и оборонного ведомства – это, скорее, сигнал: Токио не вносит коррективы в свою дипломатию и военную политику, она будет нацелена на сдерживание Китая и укрепление сотрудничества в рамках "четверки" с США, Австралией и Индией. С подключением Лондона, который после ухода из ЕС все глубже погружается в экономические и военные дела Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кстати, одной из фишек кабинета Кисиды стало создание нового поста – министра экономической безопасности. Его главная задача – перекрыть утечки чувствительных технологий в Китай, пресекать попытки Пекина закрепиться на стратегически важных японских рынках, скупать недвижимость в важных районах, пакеты акций. Посмотрим, останутся ли планы подобного сдерживания КНР только на бумаге или речь пойдет о фактическом формировании новой спецслужбы. Но интересно, что пост получил 48-летний политик – мальчишка по японским меркам.
Кисида вообще составил своей кабинет более чем наполовину из новичков – это еще одна особенность нынешнего правительства. Избранный сегодня премьер явно хочет создать собственную гвардию из людей, лично обязанных ему карьерой. Но пока главная задача Кисиды – выиграть всеобщие выборы в ключевую нижнюю палату парламента, до которых остается крайне мало времени. Их проведение новый премьер стремится максимально ускорить и намерен назначить на 31 октября. Логика ясна – появление обновленного правительства всегда встречается публикой доброжелательно, появляются свежие надежды. К тому же в Японии резко улучшается ситуация с коронавирусом, стремительно сокращается число новых заражений и умерших, вакцинация идет успешно. Надо спешить - пока избиратели не потеряли оптимизм.
! Орфография и стилистика автора сохранены