Пообщался со своим давним другом, он в США живет уже лет 20, затронули и тему урбанизации, куда без неё. Очень интересная мысль заключалась в том, что в тех же штатах имеется очень большое разнообразие между штатами, а также присутствует довольно большая мобильность населения. Одновременно нет такого колоссального несколькикратного разрыва в доходах между разными штатами, всё примерно в рамках.
В результате те, кому нравятся парклеты и велосипеды, выбирают условный Сиэттл или Манхэттен (если деньги есть). Те, кому нравится пострелять и не нравятся маски - Техас. Те, кому нравятся тачки и море - Калифорнию. Ну и так далее. То есть в стране есть пространственное разнообразие жизненных укладов, которые не создают почву для перманентного социального конфликта. Хотя там есть и другие тлеющие темы, но я сейчас про другое.
В России же даже в анекдотах уже давно закрепилось, что есть Москва и есть остальная Россия, то есть колоссальная сверхконцентрация капитала, сверхконцентрация людей в одной пространственной точке площадью меньше 1000 кв.км (территория внутри МКАД - 870 кв.км.). Плотность только официально зарегистрированных уже около 15 тысяч человек на квадратный километр, а с учетом внутридневной трудовой миграции тут, по данным той же мэрии, почти в два раза больше народу.
Здесь Москва уже давно оставила позади Сингапур и Гонконг (в обоих городах-государствах около 7000 человек на кв.км.), а Шанхай совсем отстал, там около 4000 человек на кв.км.
Сверхуплотнение создает поразительные картины. Вчера ездил по Московской области и даже уже в 100 км от Москвы ситуация печальная: 15 (пятнадцать) постоянно живущих семей на 0,5 кв.км. То есть, если предположить, что в семье 3 человека, то это 90 человек на кв.км. и для такой плотности расселения не выгодно даже магазин открывать, в результате ездят за 3 км продукты покупать. При удалении всего на 100 км плотность населения падает практически в 150 (!!!) раз.
В результате любые эксперименты в единственной сверхуплотненной территории создают колоссальное социальное напряжение. Потому что все социальные группы живут в постоянном дефиците. Велосипедисты живут в дефиците велодорожек, автомобилисты живут в дефиците дорог и парковок, самокатчики вообще вне правового поля, мамы с колясками не хотят идти по плитке и идут по ровной велодорожке, потому что нет стыков, все живут в дефиците деревьев, нормальной природы и тишины, короче все против всех. Каждый социальный контакт создает немножечко стресса, а в целом сам город генерирует этот стресс оптом, в огромных количествах, и постоянно, без перерыва на обед.
Поэтому единственным способом разрубить гордиев узел является, как ни странно, развитие регионов, средних и малых городов и регулирование бюджетной политики таким образом, чтобы в этих территориях оставались деньги, а не уходили, в конечном итоге, на бордюры и плитку в Похорошелле.
! Орфография и стилистика автора сохранены