На прошлой неделе немалая часть новостей в лентах была посвящена Афганистану: выводу американских войск из страны и наступлению талибов на города официального афганского правительства.
Спустя 20 лет Америка уходит. Уходит без достижений, которые ожидались от сверхдержавы. США потеряли убитыми тысячи своих солдат и ещё больше ранеными. Потери афганцев гораздо больше и исчисляются десятками тысяч. Положительных перемен в Афганистане не произошло, хотя было потрачено около 2 трлн. долларов.
Достижением можно попытаться назвать ослабление Аль-Каиды, из-за которой всё началось в 2001 году. Аль-Каида не была полностью ликвидирована, но сильно ослабла, потеряв былое влияние. В то же время в Афганистане появился филиал Исламского государства, которое хоть и не имеет тех масштабов, что 5 лет назад, но продолжает представлять угрозу. Но все эти официально террористические организации меркнут на фоне Талибана, который фактически контролирует большую часть страны.
В настоящий момент Талибан контролирует примерно половину Афганистана и большую часть сельской местности. Им противостоит прозападное кабульское правительство, которое подпитывается американскими деньгами. Сейчас кабульское правительство официально отрицает успехи наступления талибов и заявляет, что все отступления войск носили временный характер, или что сданные районы не имеют государственного или стратегического значения. Проблема прозападного правительства в том, что оно ужасно коррумпировано, осуждается в афганском обществе и не имеет силы без американской поддержки. Если США продолжат поддерживать официальное правительство деньгами и авиаударами по Талибану, это может привести к разделению власти между Кабулом и талибами.
Куда более вероятен сценарий победного шествия Талибана. Деморализованные правительственные войска покидают свои позиции без боёв. НАТО и в первую очередь США потратили десятки миллиардов долларов на обучение и оснащение афганских сил безопасности, предполагая, что однажды афганцы смогут сами защищаться от радикального исламизма. В теории афганские вооружённые силы гораздо более многочисленны и лучше оснащены, чем противник. В реальности они почти всегда уступают гораздо меньшим силам. Войска жалуются, что их бросают командиры, что они остаются без зарплаты, еды и боеприпасов. Правительственные войска начали сдаваться ещё до ухода США. Многие районы сдаются без боя. Солдаты и полицейские массово бросают оружие и снаряжение, которые достаются талибам. Вывод американских войск резко сократил авиационную поддержку. Собственные военно-воздушные силы Афганистана малоэффективны. Западные дипломаты признаются, что шокированы, насколько всё быстро разваливается.
На прошлой неделе более 1000 солдат бежали из северо-восточной провинции Бадахшан в соседний Таджикистан. В последние дни несколько районов в провинции Балх перешли из-под контроля правительства в руки талибов. То же самое происходит и в северных районах Афганистана. При этом не так давно Балх имел репутацию бастиона антиталибского сопротивления. Он находится далеко от южного центра Талибана. Талибы пока не смогли захватить и удержать ни один город, вероятно они не смогут сделать это одновременно повсюду. Но тактика медленного удушения правительства должна сработать.
Талибан также отлично работает с пропагандой. С одной стороны талибы подчёркивают свои успехи, создавая картинку неумолимого наступления. С другой стороны талибы демонстрируют, что хорошо относятся к тем, кто мирно сдался без боёв. Многим афганцам надоело коррумпированное правительство, которое мало что делает для жителей. Многим не нравятся талибские устои, но и в официальном коррумпированном правительстве афганцы тоже не сильно заинтересованы.
Другие страны – Пакистан, Индия, Иран, Россия, Китай – наверняка вмешаются в пустоту, оставшуюся после США. Поставки денег и оружия дружественным военачальникам станут активнее. Афганистан снова погрязнет в традиционной для себя гражданской войне. Америка бросает на произвол не только переводчиков и помощников, которые работали с американцами; Америка оставляет страну с населением около 40 млн. человек.
Этого могло не быть. В последние годы Натовский контингент составлял около 20,000 военнослужащих: менее 10,000 американцев и примерно столько же граждан других стран. Эта небольшая группировка поддерживала ситуацию в стране, сдерживая Талибан. Человеческие жертвы среди солдат НАТО в последние годы сократились до минимальных величин. На внутриполитическую ситуацию Афганистан почти перестал оказывать влияние. Группировка войск НАТО достаточно успешно защищала афганцев от талибов.
Причиной поражения в Афганистане стал и такой важный фактор, как отсутствие профессионального подхода к проблеме. При огромных денежных вливаниях в Афганистан Вашингтон уделял очень мало внимания происходящему в этой сложной стране. Ещё в самом начале кампании, когда талибы были отброшены от власти, эксперты рекомендовали администрации Джорджа Буша прийти к соглашению с Талибаном. Радикальные муллы не популярны в Кабуле, однако они представляют большую часть населения южного Афганистана. С ними стоило вести диалог. Однако администрация Буша предпочла не разбираться в тонкостях "террористов" и записала Талибан во враги всего демократического. Спустя почти два десятка лет пришла расплата.
Отказ от попытки наладить диалог с талибами привёл к тому, что в США стали доминировать военные, которые не пытались в диалог, а старались уничтожить противника. С учётом коррумпированности кабульского правительства и многочисленности приверженцев Талибана, задача оказалась невыполнимой. Талибан постоянно получал приток новых добровольцев.
В самих же США афганская война не вызывала какого-то возмущения. Если Вьетнам оказался одним из самых драматических событий для американского общества второй половины ХХ века, то Афганистан прошёл почти незаметно. Во Вьетнаме на пике находилось полмиллиона солдат, многие из которых были призывниками. В Афганистане на пике во время президентства миротворца-Обамы находилось около 100,000 профессиональных солдат. Американское общество почти не заметило войну в Афганистане. Ястребы в американских структурах продолжали выступать против переговоров с талибами.
Мирные переговоры с талибами попытался вести Дональд Трамп. При нём проводились не афишировавшиеся встречи с представителями талибов в Катаре. Однако ещё до начала переговоров он заявил, что собирается вывести оставшиеся войска США из Афганистана. В итоге талибы вообще не были заинтересованы в каких-либо уступках, понимая, что Америка в любом случае уходит, а время на их стороне.
В мире уже началась дискуссия о том, насколько вывод войск подрывает авторитет и престиж США. Несмотря на колоссальные ресурсы, Америка так и не смогла создать сильное и самодостаточное афганское государство и победить боевиков-талибов. Америка открыто продемонстрировала отказ от поддержки своего союзника. Такое не пройдёт бесследно.
Вывод войск – беда в первую очередь для афганцев. Когда США пришли в Афганистан, появилась надежда, что сверхдержава сможет положить конец местным разборкам и заложить современное общество без радикального ислама. Реальность оказалась грустной. По оценкам ООН, число жертв среди гражданского населения в 2020 году почти на 30% выше, чем в 2001 году. Экономика осталась в ужасном состоянии. Религиозные фанатики захватывают территории и восстанавливают всюду средневековые порядки. Афганистан и в XXI веке остаётся тем, чем он был сотни лет до этого. США со всей своей мощью оказались бессильны.