В конце мая речь Митько вырезали из программы Международного арктического саммита в Петербурге, заявив, что она "политическая". В своем выступлении он хотел говорить как о своем уголовном преследовании, так и об отношении к научному сообществу в целом. Ученому, которому после трех инфарктов и установки пяти стентов в сердце дали третью группу инвалидности, разрешили выходить из дома на два часа в радиусе километра, которые он с больной и немолодой женой посвящает в основном походам за продуктами.
Как отметила "Команда 29" в докладе "История государственной измены, шпионажа и государственной тайны в современной России", российское законодательство о гостайне является тайной само по себе.
Для того, чтобы разгласить гостайну, не обязательно иметь к ней доступ, но тогда непонятно, как узнать, что же ею является. Доступа не было как минимум у каждого четвертого осужденного по статье о госизмене.
Например, востоковеда и бывшего сотрудника МИД Валентина Моисеева в 1998 году обвинили в шпионаже в пользу Южной Кореи из-за передачи тезисов доклада, которые были опубликованы в печатном научном сборнике и в интернете. Ученого осудили на 4,5 года с конфискацией имущества.
Судебные заседания по гостайне проходят в закрытом режиме, материалы засекречивают так, что даже обвиняемый не может узнать, какие именно нормы он нарушил. Три четверти дел рассматривают в особом порядке, то есть с признанием вины и без проведения судебного следствия, чему "помогают" государственные адвокаты, которые ведут 80% дел.
По данным "Команды 29", в последнее время количество дел против научных работников резко увеличилось: дела возбуждают каждые три или четыре месяца, как правило, против ученых с большим количеством регалий, которые всегда доверяли ФСБ. Чтобы оказаться фигурантом уголовного дела о госизмене, ученому достаточно иметь заграничную поездку, допуск к гостайне или полученный иностранный грант.
По информации "Команды 29",
за последние 20 лет из 89 дел о госизмене, информацию о которых удалось найти, 17 возбудили против ученых
по статье 275 УК РФ (госизмена), на которой уголовные дела не заканчиваются. По данным "Новой газеты", еще более 10 ученых получили обвинения о разглашении гостайны, получении незаконного доступа к гостайне, контрабанде и растрате.
Из 130 приговоров, вынесенных по делам о госизмене и шпионаже, оправдательным был только один. Дело Валерия Митько должны отправить в суд до сентября.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter