О чем может быть сегодняшний выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман"? Конечно о мире. Потому что в день окончания войны, как мне кажется, не стоит демонстрировать новые модели танков или ракет, не стоит маршировать и уж тем более не стоит рядиться в старую военную форму, оскорбляя тем самым память тех, кто когда-то носил такую форму и мечтал только об одном: чтобы скорее-скорее-скорее кончилась эта проклятая война.
Именно поэтому сегодняшний выпуск посвящен тем людям, которые пытались придумать — как жить без войны. И знаете, оказывается, их было очень много. Несмотря на то, что люди, казалось бы, только и делали во все времена, что воевали, совершенствовали оружие — будь-то меч, копье или новейшие ракеты, разрабатывали все новые и новые варианты стратегии и тактики.
И все равно в разные столетия, в разных странах появлялись люди, которые упорно говорили: давайте жить без войны, давайте сведем войны к минимуму, нет — лучше давайте вообще сделаем так, чтобы войн не было.
Их обычно называют мечтателями, фантазерами, идеалистами. Конечно, жить без войны — это дело хорошее, мы-то готовы, но наши враги, они же не дремлют. И потом — нам тоже нужны караванные пути, защищенные границы, проливы, колонии, сферы влияния, нефть, нефть, нефть…
Недавно так получилось, что я читала лекцию о Первой мировой войне группе младших школьников. Очень боялась, что они ничего не поймут, но они слушали внимательно, сосредоточенно, все, вроде бы, понимали. А потом одна девочка сказала: "А почему все, кто воевал, не взяли просто и не ушли по домам?" — И правда, почему? Лев Толстой, когда писал "Царство Божие внутри вас", то старательно, аккуратно перечислил все выгоды и невыгоды, выпадающие человеку, который покорно идет воевать, и выгоды и невыгоды того, кто отказывается — и получилось у него, что невыгоды для отказывающегося, то бишь наказания, никак не перевешивают выгод (чистой совести). И ведь он был прав — и все равно почему-то войнам не видно конца.
И все-таки очень хочется верить, что те, кто придумывали разнообразные планы установления всеобщего мира, были правы, и когда-нибудь наступит день, когда мы поймем их правоту, и перестанем бряцать оружием и восклицать "можем повторить!" Может быть, и можем, да только зачем?
! Орфография и стилистика автора сохранены