Возвращаемся с Alexander Artemyev и Tanya Lokshina из Беларуси. В рамках миссии Amnesty International и Human Rights Watch мы наблюдали там за протестами, поведением силовиков и протестующих. Тут несколько сырых впечатлений и моих личных соображений об увиденном.

Для меня это не первая такая поездка в Беларусь. Я был на выборах (и протестах) в 2006 и 2010 годах, сидел 15 суток за это, ездил на разные акции, трижды меня выдворяли из страны. Но в этот раз многое изменилось.

Лукашенко, похоже, и правда всех достал (во всяком случае в Минске). Мне не встретился ни один человек, поддерживающий его, не считая милиционеров. Разговоры о выборах и протестах повсюду. Да других разговоров и не слышно.

Зато милиция в отличие от России, похоже, искренне за власть и всем сердцем ненавидит оппозицию. Их жестокость не по приказу, ну или не только по нему, а, если можно так выразиться, "от души".

В акциях участвует почти исключительно молодежь. 9 августа к стелле в парке Победы шли модно одетые парни и нарядные девушки, будто на праздник, без перерыва сигналили машины, из окон местные жители включали Цоя. Настроение было почти праздничное.

За все дни мы ни разу не видели ни одного, даже минимального случая насилия со стороны протестующих. Наоборот, при появлении ОМОНа они тут же разбегаются врассыпную. Страх перед силовиками огромный. Сильнее только нежелание сдаться, поэтому вскоре толпа собирается снова.

Жестокость милиции к мирным спокойным гражданам чудовищна и по-человечески непонятна. Толпа стоит на тротуаре, хлопает в ладоши и показывает знак V - в нее бросают светошумовые гранаты и стреляют резиновыми пулями. Просто так, без какой-либо нужды. Несколько человек просто идут по улице - на них налетают с дубинками.

После событий на ул. Притыцкого в районе м. Пушкинская, где погиб человек, там остался целый арсенал спецсредств. Из того, что мы идентифицировали: резиновые пули, светошумовые гранаты, контейнеры от химических распылителей, гильзы от холостых патронов 7.62 мм. С какой армией воевали там ОМОНовцы? С 20-летними безоружными ребятами. Это даже не майдан 2014 года, где хотя бы всерьез пытались обороняться.

По вечерам по Минску ездят машины - автозаки, будто взятые из кино про тоталитаризм, обычные микроавтобусы без опознавательных знаков и даже кареты "скорой" - с приоткрытыми дверьми. Из них выскакивают люди в масках, хватают непонравившихся прохожих и бьют и/или затаскивают в машины.

Из окна своей квартиры на площади Победы мы несколько раз видели такую картину: останавливается автобус, из него выходят люди в масках, заходят в подземный переход и возвращаются с "добычей" - несколькими молодыми людьми. Мне иногда казалось, что мы в постановке фантастического триллера, и это некие монстры, питающиеся живыми людьми. Поели и поехали дальше.

Что непривычно для России, это систематические, массовые избиения и издевательства над задержанными в автозаках и изоляторах. Мужчин раздевают догола, ставят на колени и избивают дубинками, женщин тоже бьют, оскорбляют, угрожают изнасилованием. Не дают ни пить, ни есть, не вызывают врачей.

Власти стремятся задавить и запугать людей любыми средствами. Отчасти это, похоже, удается: численность акций снижается, страх растет. Главное, я не вижу позитивного сценария в отсутствие лидеров, стратегии и раскола в элитах.

Я не люблю пафосные речи про "карателей" и "оккупантов", но в случае Беларуси эта аналогия вполне уместна. Так не обращаются с людьми, с которыми чувствуешь хоть какую-то общность. Не знаю, сколько можно править ненавидящим тебя народом, а главное - зачем.

PS: Все фото принадлежат Amnesty International, все мысли - мне.

 

Олег Козловский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены