Фактически избранная президентом Республики Беларусь Светлана Тихановская находится в Литве. По словам Ольги Ковальковой, доверенного лица Тихановской, в Литву ее вывезли оккупационные власти вместе с начальником ее штаба Марией Мороз, которую оккупанты до этого удерживали в заложниках. В плену у оккупантов по-прежнему находится часть команды Тихановской. Находясь в Литве избранная президентом Светлана Тихановская опубликовала видеообращение слова которого есть смысл воспроизвести полностью:

"Я думала, что вся эта кампания меня очень сильно закалила и предала мне столько сил, что я выдержу все, но, наверное, я и осталась той слабой женщиной, которой была изначально. Я приняла для себя очень тяжелое решение, это решение я приняла абсолютно самостоятельно. Ни друзья, ни родные, ни штаб, ни Сергей никоим образом на него не могли повлиять. Я знаю, что многие меня поймут, многие меня осудят, а многие и возненавидят. Но, знаете, не дай бог оказаться перед таким выбором, перед которым оказалась я. Поэтому, люди, берегите себя пожалуйста. Ни одна жизнь не стоит того, что сейчас происходит. Дети — это самое важное, что есть в нашей жизни".

Я не знаю, что было в те несколько часов, которые она провела в ЦИКе, когда с ней не было связи. Не знаю, что ей говорили, чем угрожали. В том числе, поэтому не буду комментировать процитированные выше слова видеообращения Тихановской. Светлана Георгиевна отреклась от поста президента и ушла из политики, в которую, собственно, и не планировала входить. Чуть позже появилось второе обращение, прочитанное по бумажке, в котором Тихановская призывает своих сторонников прекратить протесты. Это обращение явно было записано в тот момент, когда ее насильно удерживали в ЦИКе.

Тихановской можно пожелать здоровья и мира в душе. Насколько сегодня это возможно в ее ситуации.

Обращение Тихановской не может не оказать воздействие на белорусский протест, который можно сколько угодно называть безлидерским, но нельзя считать безголовым. Тихановская была знаменем протеста, теперь этого знамени нет.

Режим Лукашенко после выборов окончательно оформился как оккупационный. Теперь он уже приобрел все формальные признаки и атрибуты самой настоящей оккупации.

Очевидно, что свыше 80% граждан не приемлют Лукашенко и отдали свои голоса Тихановской.

Очевидно, что массовое насилие, применение слезоточивого газа, светошумовых гранат и резиновых пуль против мирных акций безоружного населения, массовое взятие заложников – это действия, характерные для оккупантов.

В ситуации, когда законная власть Республики Беларусь находилась в Литве, а на улицах белорусских городов хозяйничают озверевшие оккупанты, до момента фактического отречения от власти законно избранной президентом Светланы Тихановской было четыре сценария развития событий.

Сценарий первый. Затухание протеста. Возможно, в этом случае режим мог подлить свое существование на месяцы и годы. Полагаю, что вероятность такого сценария была крайне мала. Слишком велика пропасть между Лукашенко и абсолютным большинством страны.

Сценарий второй. Гражданская война. Хотя партизанские традиции Беларуси, казалось бы, создают предпосылки для такого сценария, в реальности он также был крайне маловероятен.

Сценарий третий. Общенародная забастовка. До отречения Тихановской это был самый вероятный сценарий, который в считанные недели или месяцы привел бы к падению оккупационного режима Лукашенко.

Сценарий четвертый. Путинская агрессия и смена оккупационного режима Лукашенко на иностранную (российскую) интервенцию.

После отречения Тихановской и самоликвидации ее как знамени протеста вероятность первого сценария резко возросла, а остальных – уменьшилась, но не исчезла. Тот факт, что протест лишился знамени, не означает, что куда-то денутся те 80% граждан Беларуси, которые отторгают режим Лукашенко и лично самого Лукашенко. Причем, не только политически, но и стилистически, этически и эстетически. Попросту говоря, на дух его не переносят.

 

То, что сейчас происходит с режимом Лукашенко – это агония. Это состояние у высокоорганизованных существ длится от нескольких секунд до нескольких минут, а у организмов попроще может длиться намного дольше. До двух последних обращений Тихановской агония лукашенковского режима вполне могла завершиться до конца этого года. Тихановская своими обращениями, возможно, удлинила срок конвульсий, но вряд-ли очень надолго…

Игорь Александрович Яковенко

blogspot.com

! Орфография и стилистика автора сохранены