В Швейцарии впервые за историю страны 20 мая начинаются слушания по объявлению импичмента прокурору Конфедерации (глава прокуратуры Швейцарской Конфедерации, аналог генпрокурора РФ) Михаэлю Лауберу. Лишиться должности он может из-за неофициальных контактов своего подчиненного — "эксперта по России" с бывшим замгенпрокурора России Сааком Карапетяном и адвокатом Натальей Весельницкой. Расследование "Новой газеты" опубликовано 18 мая.
Швейцарцы пытаются выяснить, в самом ли деле подчиненный Лаубера ездил в Россию с тем, чтобы подготовиться к агрессивному допросу Андреаса Гросса, назначенного Советом Европы докладчиком по делу погибшего российского адвоката Сергея Магнитского, и было ли это служебным заданием или чьей-то личной инициативой.
А заодно — понять, почему развалились в Швейцарии уголовные дела экс-министра Елены Скрынник, сына бывшего генпрокурора Юрия Чайки и комплекс уголовных дел, связанных с возможными взятками в ФИФА. Дел, связанных с Россией, в Швейцарии возбуждалось сравнительно много, их называли "три М" — "Мафиози, миллиардеры, министры".
Экспертом по русским делам был Винценц Шнелль, прикомандированный от полиции и умеющий учитывать национальные и культурные особенности своих контрагентов. В составе прокурорских делегаций Шнелль зачастил в Россию. В 2014 году он, его непосредственный начальник Патрик Ламон и прокурор Лаубер посетили прокурорскую конференцию в Иркутске — на родине тогдашнего генпрокурора Чайки. Хозяева покатали швейцарских прокуроров по Байкалу на теплоходе. Поездка привела к скандалу.
СМИ опубликовали фото, где швейцарские правоохранители сфотографированы с начальником Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры Карапетяном (потом погибшим в авиакатастрофе во время незаконной охоты). Федеральный прокурор встал на одно колено, чтобы вписаться в кадр, и газеты пестрели заголовками вроде "Коленопреклонение Лаубера в России".
Случалось швейцарским прокурорам и летать в Россию на самолете российской Генпрокуратуры после встречи с Чайкой на форуме в Давосе в сентябре 2015 года, а в 2016 году швейцарская генпрокуратура откажет в возбуждении уголовного дела в отношении Чайки-младшего, вкладывавшего деньги в швейцарскую недвижимость.
В 2017 году Лаубер получил от российских прокуроров в подарок столь огромный сервиз, что его оставили на хранение в швейцарском посольстве и несколько месяцев не могли оттуда вывезти. Карапетян возил Шнелля на охоту и рыбалку на Камчатку, но он потом скажет, что ездил в Россию не отдыхать, а собирать информацию, которая помогла бы ему атаковать Гросса, делавшего по заданию доклад о смерти Сергея Магнитского.
Напомним, что юрист англо-американского инвестора Билла Браудера Магнитский сообщил в СКР о схеме по уводу бюджетных денег, в которой участвовали судьи, налоговики и российские правоохранители. Всего было украдено и перемещено на иностранные, в том числе на швейцарские, счета более 230 млн долларов. Участники этой схемы не были наказаны, а получили в России повышения и награды, а Магнитский погиб в СИЗО.
Усилиями Браудера в ряде юрисдикций были возбуждены уголовные дела в отношении некоторых персонажей из "дела Магнитского". Так, в США расследовалось дело в отношении Дениса Кацыва, сына бывшего замгубернатора Московской области, а потом функционера в РАО "Железные дороги", который вкладывал деньги через фирму Prevezon Holdings и покупал недвижимость.
Наталья Весельницкая представляла интересы Кацыва и в американском суде дала ложные показания. Еще более она стала известна после встречи с сыном и зятем Трампа во время избирательной кампании 2016 года, когда она забросила удочку с предложением отменить "Акт Магнитского".
Адвокат отмечена в России делами, связанными с захватом подмосковной земли. Ее мужем был зампрокурора Московской области, перешедший потом в областное правительство. Семейно-прокурорский дуэт Весельницкой и Митусова упоминался в расследовании "Новой газеты" "Кто вертит дышло", посвященном афере 2012 года с землей и бизнес-войне в Подмосковье, где сошлись министры, воры в законе и "решалы".
Заметим, что, видимо, не без помощи Весельницкой акционеров ЗАО "Истро-Сенежское ППО" лишили земли. Для этого ее хорошая знакомая, некая Татьяна Бальзамова, проживая в Москве, учредила ООО, арендовала у ЗАО площади и заключила с руководством инвестиционный договор, пообещав вложить в предприятие невозвратные 3 млн долларов. Получив контрольный пакет акций, Бальзамова сменила руководство ЗАО и с новым гендиректором подписала соглашение, по которому "Истро-Сенежское ППО" оказалось должно ООО 2,3 млн долларов, что и было взято землей.
Бизнесвумен Бальзамова отличилась и в другом деле. Она через неких "решал" за 20 млн евро пыталась оформить контракт на поставку газа за пределы России. Деньги ей наличными якобы дал отмеченный как самый богатый депутат Госдумы профессор географии Михаил Слипенчук, а потом они якобы пропали из банковской ячейки. Бальзамова пыталась высудить деньги у Сбербанка, но ей это не удалось, хотя следствие признало ее потерпевшей с подтвержденной лишь ею и Слипенчуком суммой 20 млн евро.