"Подмена понятий — основное оружие пропагандиста" (из инструкции по ведению информационной войны).
Посмотрел ленту ФБ и наткнулся на немало дискуссий на тему, может ли порядочный человек праздновать в сегодняшней России это событие. Дискуссии горячие, порой ожесточённые, но проистекающие, на мой взгляд, из очевидного недоразумения.
О каком событии идёт речь?
Есть событие 75-летней давности, когда перестали гореть печи концлагерей, прекратилось массовое истребление людей в Европе и идеология, требующая и возводящая в ранг добродетели методичное уничтожение некоторых народов, перестала быть официальной политикой одного из мощнейших государств мира.
И есть сегодняшняя бравада "можем повторить", подразумевающая возобновление военных ужасов и облекаемая в плохую имитацию радости по поводу их прекращения.
Эти явления не просто различны — они противоположны. И то, что люди, претендующие на проницательность, не замечают подмены, свидетельствует об их капитуляции перед путинскими информационными войсками.
Люди, говорящие "это не наш праздник", обычно не имеют в виду, что их огорчает отсутствие огня в печах Дахау (хотя есть и такие), а выражают своё несогласие с идеей возможности возобновления массового истребления людей. "Можем повторить" — это не о прекращении ужасов ТОГДА. "Можем повторить" — это о возможности возобновления их ТЕПЕРЬ. Замечу, что во всех последних парадах в Москве участвуют не реальные ветераны Второй мировой, которых почти не осталось, а строевые части современных ВС России, и не музейные Т-34, которых в отличие от ветеранов сохранилось немало, а современные "Арматы" (которые имеют тенденцию замирать намертво на Красной площади, наглядно обнаруживая показуху, но это другая тема).
Люди, не различающие этих двух совершенно разных событий, глотают наживку и, выражая свое несогласие с кощунственным путинским перформансом, начинают доказывать, что 8–9 мая 1945 года причин для праздника не было. Они говорят, что в той войне победило сталинское зло, то ли солидаризуясь с путинской пропагандой в том, что англичане, воевавшие с Рейхом в полтора раза дольше СССР, и американцы к победе в той войне имеют мало или вообще никакого отношения, то ли считая, что Черчилль и Рузвельт были сталинскими наймитами и вместе с ним несли миру зло.
Если в драке крокодилов один убивает другого, общий объём зла уменьшается вдвое.
У одного из своих украинских друзей увидел, как в дискуссии о роли Украины в победе над фашизмом кто-то написал, что 9-е мая "це не наше свято", и ему вежливо заметили, что именно это говорил Путин, когда сказал, что "мы победили бы и без украинцев". Для меня из всех путинских высказываний это — самое паскудное. Читатели моей страницы знают почему.
Настоящие ветераны-фронтовики праздновали, если вообще праздновали, победу камерно и в кругу своих. Мой дед свои боевые награды надел лишь раз, уступив моим приставаниям. Мне тогда лет восемь-девять было. И никуда не ходил. Даже в сад перед Большим театром, где 50 лет назад собирались реальные участники войны. Перебитая на фронте нога очень ограничила его возможности передвижения.
Мне кажется, что можно праздновать этот день. Дома. Важно не вливаться в официальное над ним издевательство. И не надо петь на балконе песни. Это не выражение радости по поводу победы, а демонстрация идиотизма.
В заключение разница в восприятии войны — тогда (стихи):
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина
И теперь (фото):