Четверых нападавших убили, двоих ранили, после чего начались массовые задержания, которые процессуально не оформлялись.
Судебный процесс по "делу 14-ти" завершился в июле 2019 года. В Верховном суде Чечни подсудимые подробно описали, как их били металлопластиковыми трубами и резиновыми шлангами, пытали электрическим током. Они рассказали, что их содержали вместе с некоторыми фигурантами "расстрельного списка 27-ми", задержанными в декабре 2016 — январе 2017 годов, после чего те бесследно исчезли. Этих людей также жестоко пытали в ППСП-2 и, по сообщению "Новой газеты", казнили в ночь с 25 на 26 января 2017 года.
Согласно официальной версии, 22 человека из "расстрельного списка" уехали воевать в Сирию на стороне террористических организаций. Вывод сделали на основе показаний двух свидетелей, осужденных за терроризм и находящихся в заключении. Двое молодых людей, по данным правоохранителей, живы и находятся дома, трое мертвы: двое скончались от полученных при задержании травм, один внезапно умер дома от остановки сердца. Реальные обстоятельства их смерти или исчезновения фактически никто не проверял.
При рассмотрении "дела 14-ти" в первой инстанции родственники не хотели гласности: не обращались за помощью к правозащитникам, не нанимали адвокатов. Они боялись:
представители власти говорили им — "не поднимайте шума, смиритесь, и вашим близким будут вынесены мягкие приговоры". Только после суда родственники обратились к правозащитникам, и на стадии апелляции в дело вступили адвокаты, работающие по соглашению с ПЦ "Мемориал". С этого момента начала открываться картина фальсификации дела, системы пыток и незаконного содержания людей в секретных тюрьмах.
Проведённые во время доследственной проверки судебно-медицинские экспертизы установили, что у заявителей имеются зажившие травмы (переломы и т.п.), нанесённые им примерно в январе 2017 года.
Все 14 человек дали согласующиеся между собой показания об обстоятельствах их пребывания в подвале расположения ППСП-2 — сложно представить, чтобы 14 человек так согласованно врали. Ход доследственной проверки по сообщениям о пытках нельзя назвать иначе как саботажем. Следователь взял объяснения только у шестерых из 14 человек. Он удовлетворил ходатайство об осмотре подвала расположения ППСП-2, но не сделал этого "ввиду отсутствия руководства ППСП-2 на территории полка". Он удовлетворил ходатайство об опросе человека, который находился в подвале и подвергался пыткам вместе с заявителями, но не опросил его.
Одновременно родственников заявителей принуждали дать показания, что заявителей никто не похищал:
к ним приезжали домой сотрудники чеченского УМВД и угрожали "проблемами". Адвокаты писали жалобы на это, но все они остались без удовлетворения. В возбуждении уголовного дела о пытках было отказано. Старопромысловский районный суд Грозного не стал рассматривать жалобу на отказ, сославшись на "отсутствие предмета обжалования".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter