25 октября 2003 года совладелец "ЮКОСа" Михаил Ходорковский был арестован в Новосибирске и последующие 10 лет провел в тюрьме. Основанная им компания, на тот момент самая дорогая в России (более $30 млрд), была фактически национализирована. Ровно 16 лет спустя угроза национализации нависла над "Яндексом". Принятие законопроекта Антона Горелкина, ограничивающего долю иностранцев в стратегических предприятиях IT-сектора уровнем в  20%, выглядит все более реалистичным.

В основе обоих кейсов – борьба власти за контроль над ресурсами. ЮКОС был не только самой дорогой, но и самой крупной добывающей компанией. У государственной "Роснефти" к тому моменту был риск падения добычи, но увеличить ее сравнительно честным способом у госменеджеров не получалось.

Основатель "Яндекса" и один из его крупнейших акционеров Аркадий Волож человек аккуратный, на рожон не лезет. Последние два года он, как рассказывали "Ведомостям" его знакомые, больше времени проводит в Израиле, чем в России. Но здесь дело не в амбициях создателя. Власти нужен контроль над алгоритмами, которые, как ей кажется, дадут ключ к сердцам неопределившихся или пассивных избирателей за счет таргетированной политической рекламы.

Контроль над ресурсами "Яндекса" государство желает  получить под выборы в Госдуму 2021 г., которые, с точки зрения технологий станут репетицией президентского транзита. "Смысл в том, чтобы не просто забрать алгоритмы "Яндекса", но и научиться ими пользоваться, чего сейчас Кремль не умеет. Причем для того чтобы на этих выборах "Яндекс" работал на Кремль, вопрос с покупкой нужно решить до конца этого года, в крайнем случае — в начале следующего", — рассказал собеседник "Новой газеты".
 
Два года назад Владимир Путин лично приехал в "Яндекс" поздравить компанию с 20-летием. Волож провел для него экскурсию, показал, как работает на тот момент еще не запущенный для общего пользования голосовой помощник "Алиса" и прототип беспилотного автомобиля. Вместе с Путиным новинки рассматривал и первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко. Теперь он один из тех, кто настоятельно рекомендует правительству и министрам отказаться от публичной критики антияндексовского закона и поддержать его.  Судьба "Яндекса" видится уже решенной и торг мало что изменит. Возможно, была бы эффективной открытая борьба, но на это в России уже никто не пойдет. Что обидно – еще одна компания, которой можно было бы гордиться на мировом уровне, превратится (да уже и так превратилась) в инструмент для утилитарного использования в интересах узкого круга лиц.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены