В Барнауле учительницу уволили за фото в купальнике. В ответ учителя объявили флешмоб. Не успело отгреметь, как принялись травить педиатра из Ивановской области - за фотосессию в белье (но здесь хоть увольнять не стали).
Почему учителей и врачей увольняют и травят за купальники, пирсинг, крашенные волосы и тому подобное? Учителя и врачи в восприятии отечественной публики не просто профессии. Это призвание. Не оказание услуг, а подвижнический труд на благо общества. Учитель и врач - это миссия. Поэтому им с одной стороны можно платить мало (не за деньгами же они идут). С другой стороны - оплата их труда регулируется внерыночными механизмами. Произвольными соображениями "достойной" оплаты, что в переводе на нормальный язык попросту значит, что у врача и учителя должен быть явный "социальный статус". Учитель и врач должен быть "не хуже" презренных клерков.
Учителя и врачи - это сословие жрецов. Это проявляется во множестве мелочей: например, именно учителя символически возводят царя на трон, занимаясь фальсификациями во время ритуала "выборов". Это жрецы светской религии Просвещения, а также жрецы Нормы. С первым у нас в России все плохо - пропагандистская риторика построена на отрицании ценностей Просвещения. Поэтому в нашем случае остается только Норма.
Врачи стоят на страже нормы физиологической, учителям достался еще более важный участок работ - норма социальная и, что самое важное, подгонка под эту норму новых членов общества. В рамках этой парадигмы школа, больница, армия и тюрьма есть схожие по функционалу заведения. Социализация и коллектив, хождение на процедуры и соблюдение распорядка дня, придуманного взрослыми, мудрыми, заслуженными экспертами.
Именно поэтому малейшее отклонение учителя или врача от нормы насколько остро переживается публикой. Публика привыкла смотреть на учителя в поисках образца нормы из палаты мер и весов, а там вдруг красные волосы, купальник и кольцо в носу. Так сотрясаются основы мироздания.
И, хотя я убежден в необходимости некого минимума публичного образования и здравоохранения, это хорошая иллюстрация, что случается, когда целые профессии выносят за пределы свободного рынка. Там, где исчезает смысл рыночный, неизбежно появляется религиозный.
! Орфография и стилистика автора сохранены