Вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе

Владимир Борисович Пастухов, доктор политических наук, кандидат юридических наук, адвокат, научный сотрудник колледжа Св.Антония Оксфордского университета, эксперт Института Современной России и вообще, как я понимаю, политический consigliere "Открытой России", выступил с пламенным призывом при будущей демократической трансформации не идти по проторенной исторической колее русской персонализации власти и не пролонгировать президентскую систему (как имеющую потенцию к перерождению в авторитаризм), но отважно шагнуть в парламентаризм.

Отчего бы и не шагнуть… 

Президентская система в России только с октября 1988 года, когда Горбачев совместил должность генсека и Председателя Президиума Верховного Совета СССР (официальное название главы государства). 

Ленин, Сталин (с мая 1941), Хрущев – как в образцовых парламентских государствах совмещали посты главы правительства и главы партии. 

Когда генсеки стали совмещать генсека и "спикера" (с 1977) – было "коллективное руководство", которое было установлено Брежневым (в октябре 1964) и отменено только Горбачевым 30 сентября 1988 года, когда из Политбюро вышвырнули всех противников перестройки по-горбачевски.

Так что "традиция парламентской демократии", начавшейся в России в марте 1917-го, куда дольше президентской системы, которой всего-то 27 лет с четвертью (с наделением Ельцина полномочиями издавать указы-декреты в ноябре 1991 года) непрерывной истории.

Тут только одна проблема: если российская политическая традиция носит "монархический характер", постоянно воспроизводит систему авторитарной персоналистской власти, то какая разница, какой титул будет носить правитель? 

У нас ведь с мая 2008 по май 2012 года уже была "парламентская" власть – главой государства был премьер-министр, опирающийся на конституционное большинство в парламенте.

Рухнет путинизм. Маятник качнётся от опостылевшей президентской системы к парламентской. 

Диктатором (а что за революционный и послереволюционынй период без диктатуры) станет "канцлер по должности". 

Он составит из сторонников, в т.ч. из политических обломков раннее существовавших партий, свою "партию власти" (как де Голль в 1958, а Путин в 2001).

И будет править без всякой оглядки на "два срока подряд". Как Бен-Гурион, Тэтчер, Коль, Берлускони, Меркель…

Никакие всенародные выборы (с кошмаром второго тура) будут ему не страшны – подкупом (во всех видах) и запугиванием получить большинство в Думе (или как там назовут новый парламент – снова Верхсовет, Народная палата?) куда проще, чем на выборах. И никаких нудных споров о фальсификации и незаконной агитации.

Так что рецепт преодолеть многовековую отечественную традицию авторитарности и персонализма власти переименованием поста автократа представляется мне странным и совершенно ненадежным.

Тем более, что главное средство развития демократии - это "маятниковая" смена правящей партии. Президентская система это худо-бедно, но может обеспечить - через две каденции - новый глава государства. А парламентская система, с помощью коалиций оставляющая партию в власти по двадцать-тридцать лет подряд - нет.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены