Последнее время смотрю много хроники. Не только о Первой мировой, но о Германии 30-х: приход нацистов к власти, мобилизация большинства в рамках "нового порядка", "нормализация" насилия и антисемитизма, постепенное преображение общества и его самосознания. (Как верно было замечено, "Гитлер не изнасиловал Германию, он ее соблазнил").
Смотрю на этих мальчиков из хроники - с исковерканной картиной мира. Они еще не знают о своей судьбе. И думаю о том, сколько лет, усилий и крови потребовалось миру, чтобы просто вернуться к норме. Просто к человечности. К элементарным представлениям о добре и зле.
Самая огромная печаль - даже не в смертях (хотя и в них тоже), а в бездарности, с которой нужно воевать, жертвуя собой. Миллионы жизней потрачены на то, чтобы "разгрести" бездарность, тупость, глупость - с исторической дороги. Миллионы жертв - ради простого возврата к норме, к очевидности. Вместо созидания, творчества, полноценной жизни, - ты вынужден отдать ее, потратить, чтобы доказать давно известное.
Этот рок и фатум, - когда ты "заперт" во времени и вынужден жить в его логике, - воюя с банальностями, давно тебе известными, но почему-то неизвестными режимам и народам. Самое печальное и горькое впечатление, которое остается от кадров хроники.
Цена нормальности - огромна. И когда люди платят за нее кровью и войнами, ты все равно (как участник истории) вынужден жить в рамках бездарной эпохи. Изнутри "путинизма" с его тупым двадцатилетием - это особенно видно.
На что потрачены силы вменяемого общества? На творчество, развитие, прорывы в будущее? Ничего подобного. На попытки объяснить "большинству" азы этой жизни, на 2х2=4, на войну с мракобесием, тупостью, дискриминацией, полицейщиной и "путинизмом головного мозга". Более "бездарного" приложения сил сложно себе представить.
Рок и фатум в том, что ничего иного не дано. Ты заперт в этой пошлости, банальности зла, тупости имперского "бессознательного". Это - среда, на которую ты обречен, тот пошлейший контекст, с которым ты "воюешь" в меру сил, - но который сильнее тебя - в любом случае.
Разумеется, этот пошлый мир рухнет - под тяжестью собственной пошлости. Но ты обречен быть его частью - даже среди обломков.
Я смотрю на кадры хроники, на этого мальчика в нацистской рубашке, - убежденного в своей правоте. Жизнь - кровавый "педагог", который все ему подробно объяснит, если оставит в живых. У нацизма просто нет шансов. Но сколько нормальных, талантливых, добрых людей брошены в топку истории, чтобы объяснить ему "таблицу умножения". Кем бы они могли стать - в другой, не-бездарной эпохе?
Но мы обречены им объяснять. И тогда, и сейчас. Умирая, теряя себя, погрязая в банальностях, тратя собственное будущее, нервы, силы и слова. Увязая в их зловонном болоте. И даже если ты победитель, - ты останешься жертвой банальной, бездарной эпохи - и её неотъемлемой частью.
В этом - главная тоска.
! Орфография и стилистика автора сохранены