Я хочу немного осветить тему новой реформы дополнительного образования, о которой мало что слышно в СМИ и о которой почти не говорят критики действующей власти. А зря, это новый грабительский проект, вводимый по стране пока еще в пробном качестве. Называется эта реформа — "ПФДО", что значит — система персонифицированного дополнительного образования. Это новая система финансирования отрасли посредством введения персональных сертификатов, "оплачивающих" обучение ребёнка в частных и муниципальных кружках, студиях, школах искусств. Приготовиться надо всем — в прошлом году реформа дополнительного образования в виде пилотного проекта внедрялась в четырёх регионах страны, в этом году — уже в двадцати, а в ближайшее время её действие распространят повсеместно.
Понятно, что на фоне беспрецедентной коррупции власти, убийств и посадок оппозиционеров, протестов и репрессий, адского пенсионного ограбления и т.д. эта информация может показаться скучно-рядовой. Однако она, как и пенсионная "реформа", касается или коснётся в ближайшее время каждую российскую семью, которая имеет хотя бы одного несовершеннолетнего ребёнка. И это стоит донести до рядовых граждан, особенно до тех, кто всё ещё верит в кремлёвскую благодать.
Суть реформы, её основная идея — изменить систему бюджетного финансирования дополнительного образования с обеспечительного на подушевое, естественно, с единственной реальной целью — "оптимизации" расходования бюджетных средств. Ведь законодательство об образовании, как и законодательство о культуре, не содержит государственных гарантий в отношении дополнительного образования. Этим и хотят воспользоваться путинские "реформаторы".
О реформе в радостных красках рассказывают сайты госструктур, отвечающих за её внедрение. Специально обученные люди подобрали красивые слова и составили нужные продвигающие тексты, прочно застревающие в мозгах у неискушенного населения. Для людей создана иллюзия, что государство выдаёт некие деньги для обучения их ребёнка в системе дополнительного образования, щедро выделяя средства на заботу о юном гражданине и бюджете отдельной семьи. "Сертификат — это Ваша возможность получить дополнительное образование за счет государства...", "...Государство гарантирует Вам, что заплатит за выбранные для Вашего ребенка кружки или секции", "...с Вами заключат договор, по которому "платить" будет сертификат" — гласят региональные порталы персонифицированного дополнительного образования, например hmao.pfdo.ru.
Доходит до смешного — есть случаи, когда родители приходят в школу и просят вернуть "причитающиеся" им деньги с сертификата, мотивируя это тем, что их ребёнок в принципе не занимается в кружках и секциях. Понятно, что эти случаи единичны и являются верхом инфантилистского мышления путинского электората, верящего в манну кремлёвскую, но общая тенденция очевидна.
Основная цель власти, реализующей "реформу", как обычно, находится в тени, спрятана за красивыми словами. Суть её — сэкономить на дополнительном образовании, читайте — опять украсть у граждан из кармана. Подвох в том, что если ранее государство худо-бедно содержало определённое количество городских школ искусств, кружков и секций — инфраструктуру дополнительного образования, то сейчас оно от этого отказывается. Бюджетные отделения школ искусств, кружки и секции будут бороться за выживание, привлекая к себе людей, имеющих сертификаты ПФДО.
Но и это не главное — сертификат обеспечивается деньгами лишь в рамках норматива, устанавливаемого на год местными властями. Трудно представить, что нищающие регионы не воспользуются этой возможностью для экономии бюджета. Стоимость обучения в конкретном учреждении дополнительного образования, превышающая установленный норматив, должна будет оплачиваться родителями. Так, в одном из городов Ярославской области на второе полугодие 2018 года норматив сертификата ПФДО установлен в размере 7 тысяч рублей (приблизительно). А средний норматив на обучение ребёнка в школе искусств этого города — около 22 тысяч рублей в год. Арифметика несложна, доплачивать родителям придётся около 8 тысяч рублей в год, что составит порядка 800 рублей в учебный месяц. За вторую же школу, например, если ребёнок посещает музыкальную и художественную школу одновременно, платить придётся по полной программе.
Кроме этого, есть еще более важный аспект. Школы искусств сегодня финансируются государством на уровне выживания — это зарплата преподавателей плюс процентов 10 (в лучшем случае) коммунальных платежей и налогов. Если представить объём обязательных работ по ремонту и обслуживанию зданий школ, налогообложения, обеспечения выполнения требований контролирующих органов, то к госсубсидии школам надо найти минимум 40% средств, иначе не выжить. Эти деньги школы берут с внебюджетных доходов, коими являются доходы с платных отделений, а также родительская плата или замещающая её система добровольных пожертвований.
С введением ПФДО о родительской плате и пожертвованиях школам искусств придётся забыть. Даже в тестовом (проектном) режиме работы ПФДО — ничего не доплачивая за обучение, родители уже отказываются вносить деньги в виде пожертвований и родительской платы. Мотивация проста — "я же принёс сертификат, он теперь платит". Предсказуемым результатом будет являться разрушение инфраструктуры дополнительного образования, массовое вымирание ДШИ. В недалёкой перспективе останутся только крупные школы искусств, которые не смогут обеспечить обучение всех желающих. Несмотря на надежды, возлагаемые реформаторами на частников, это приведёт к быстрому сужению сферы доп. образования в регионах. Можно не сомневаться, что за этим последует усиление оттока людей в крупные города и за рубеж, еще большее обыдление и вымирание населения на периферии.
Уполномоченные органы на местах не слышат и не собираются слушать представителей дополнительного образования и родителей, бьющих тревогу. Им наплевать, они, похоже, уже спешат погреть ручки на очередном потоке денег. Наспех сделанные, через пень-колоду работающие порталы ПФДО представляют из себя труднопроходимый квест для родителей и коллективов школ, вынужденных внедрять эту систему. Но миллионы народных денег, выкинутых на бездарную реализацию реформы, ничто по сравнению с последствиями уничтожения десятилетиями складывавшейся системы дополнительного образования.
Этот текст — лишь один пазл в общей картине происходящего в России, и главный вопрос сегодняшнего дня — что дальше? К чему такими мерами, как пенсионная реформа, реформа дополнительного образования и т.п., готовится преступная российская власть — хаос, война? Что ждёт нас и наших детей завтра? Эти вопросы должны стать главными для всех думающих людей, которые еще живут и хотят продолжать жить в России.