Психолог Филипп Зимбардо умудрился сделать себе имя на одном единственном эпизоде своей жизни, занявшем когда-то всего шесть дней - Стэнфордском тюремном эксперименте. Вот уже 50 лет Зимбардо рассказывает о нем из каждого утюга. Что породило еще более забавный жанр - “разоблачение Стэнфордского тюремного эксперимента”. Об этих разоблачениях недавно вышла большая обзорная статья.

Напомню, в чем суть СТЭ: в 1971 году группу студентов по жребию поделили на охранников и заключенных, заперев в подвале Стэнфордского университета. Спустя шесть дней, когда охранники успели довести пару заключенных до нервного срыва, в университет приехала будущая жена Зимбардо (тоже психолог) и, устроив большой скандал, прекратила “эксперимент”. Таким образом, “эксперимент” даже не был закончен, поэтому на его научности не настаивал никто, включая самого Зимбардо.

Однако шутка в том, что примерно 60% исследований в области психологии не удается воспроизвести. Эксперимент близкий к тому, что понимают под этим словом в естественных науках возможен там лишь с приставкой “нейро-”. Но социальная психология - социальная наука со всеми вытекающими. Эксперимент там - примерно то же, что эксперимент в социологии или экономике. Результаты всегда будут писаны вилами по воде т.к. речь идет о слишком сложных ситуациях, где по определению невозможно учесть все факторы. Такие эксперименты сложно повторить не потому, что авторы жульничают, а потому, что сложно учесть все аспекты первоначальных условий - малейшее изменение выборки или обстановки может изменить результат.

СТЭ невозможно повторить не только потому, что он не соответствует нынешним требованиям научной этики, но и просто потому, что вы не сможете набрать белых студентов-хиппи из Пало-Альто - те времена безвозвратно прошли. СТЭ - не эксперимент, как в физике или химии, а спектакль, хеппенинг, шоу. Поэтому его нельзя “повторить”, можно только сделать “ремейк”. Зимбардо на многие годы оказался в положении художника, рассказывающего людям притчу о человеческой природе.

О чем эта притча? СТЭ - это манифест социального конструктивизма в психологии. О том, что не бывает однозначно “хороших” или “плохих” людей - многое зависит от ситуации. Помести хорошего белого мальчика в нужный контекст - в нем может проснуться охранник концлагеря. Пишут, что бывшие “охранники” стэнфордской тюрьмы рассказали, будто к жестокому обращению с “заключенными” их подталкивал сам Зимбардо, который хотел получить “научное доказательство” порочности американской тюремной системы. О чем это говорит (если правда)? О том, что первой жертвой контекста пал сам Зимбардо, когда решился на жестокость и подлог ради благой цели - это не опровергает выводов СТЭ, а скорее подтверждает. Содержание притчи осталось тем же, только сам автор теперь стал ее органичной частью.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены