Вопросы о послепутинской реальности вызывают два вопроса: когда и что. "Когда" скрыто в туманном будущем. "Как" определить проще. 

Попробуем прибегнуть к моей теории "зеркальной фрактальности" - события нового инверсионного исторического цикла* повторяются с учетом того, что бифуркационные развилки предыдущего цикла разрешаются альтернативно: горизонтальное, т.е. находящееся между витками исторической "спирали", "зеркало".

В 1989-91 годах мы посмотрели вариант с победой Освободительного движения 1905-06 годов (царь в результате волн протеста на роспуск Второй думы - отрекается), осенью 1993-го - вариант успех Корниловского выступления.

Теперь, очень возможно, мы увидим события 1991-93 годов с таким вариантом, что концентрации власти у Ельцина не будет... Навальный - это такой повтор Гдляна, решивший сыграть роль отсутствующего Ельцина... Только надо учесть, что в уравнении не будет коммунистического реванша - "квазилевые" маргинализованы, а ПЖиВ политически не переживет <политически> Путина.

Поэтому мы, с высокой вероятностью, увидим развитие тенденций 1992-93 годов на расширение демократии "без берегов" - со всеми издержками "популизма", но с проведенной люстрацией - очисткой истеблишмента от обслуги деспотии.

_____
* Об инверсионном историческом цикле см. работы А.С. Ахиезера, Ю.Н. Афанасьева, А.А. Пелипенко, И.М. Клямкина и И.Г. Яковенко.

*  *  *

"Евроньюсом" насчёт итальянских выборов навеяло

Суровый Игорь Александрович Яковенко (социолог и журналист) сурово отчитал либералов за москвацентризм и имперство, проповедуя настоящий федерализм в свободной России и упрекая нынешнюю конституцию в имперскости.

Имперского в ней только отсутствии права выхода (как великий герцог Иоанн Третий Московский отменил, так и все). Остальное меняется поправкой в несколько законов, в т.ч. о системе органов исполнительной и муниципальной власти, и в Бюджетный кодекс. Совсем несложно закрепить всенародные выборы глав регионов (малых президентов) и мэров как глав администрации. 

Сложнее переделать кудринско-грефовскую налоговую систему, с ее центростремительностью, как раз и созданную для некоторого перераспределения доходов (в этом смысле блок "Единство" оправдывал свое название). Но и это решаемо.

Однако главная проблема вовсе не в формальных правах регионов, а в том, что десяток из них финансово тащит всех остальных.

При реальном, пусть и немного феодальном, федерализме, за который ратовали Лужков, Аушев и Шаймиев ("Отечество"), социальное расслоение будет еще сильнее, а самостоятельность будет только у элит регионов-доноров, которые станут "курфюшествами". 

А вот как удастся совместить политическое равноправие 70 субъектов свободной федерации с их финансовой зависимостью от привилегированных регионов?

Один из возможные результатов такой политики - воскресные итальянские выборы с торжеством коалиции во главе с "Лигой" - 38% избирателей (т.е. почти все северяне) не хотят содержать центр и юг страны.

И, напоследок, федерация может быть только в новоевропейском социуме с гражданским обществом. В традиционалистском политэтническом и поликультурном социуме могут быть либо империя, либо феодальная раздробленность.

В принципе, какой-нибудь взбалмошный римский император мог ввести современную итальянскую конституцию, любезно доставленную ему Доктором Кто на ТАРДИС. Тогда мы отсчитывали бы дату краха Римской империи следующим годом после этого события.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены