100 лет назад, 5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце открылось Всероссийское Учредительное Собрание. Сей важный юбилей проходит в полнейшей тишине и молчании: "общество" пребывает по большей части в неведении, а власть кремлевских наследников большевиков не хочет привлекать внимание к этому уникальному демократическому событию в российской истории, видя опасный для себя прецедент в попытке народа ПЕРЕУЧРЕДИТЬ пятивековое государство, а точнее - УЧРЕДИТЬ новое, на основах демократии и федерализма.
Между тем и сегодня немало тех, кто рассматривает ВУС как последнюю легитимную историческую точку отсчета.
Есть и те, кто относится к ВУС критически - например, Валерия Новодворская считала его чересчур левым - но таков уж был общий тренд того времени (хотя, конечно, необходимо признать, что правые эсеры, составившие большинство ВУС, это всё-таки, в отличие от большевиков, нетоталитарные, демократические левые).
Многие, скажем, Гарри Каспаров, полагают, что опыт Всероссийского Учредительного Собрания актуален и сегодня.
При этом мой друг Вадим Штепа считает более правильным другой путь: заключение нового федеративного договора между равноправными субъектами федерации.
Как бы то ни было, выборы и созыв ВУС в 1918 году - это, повторяю, уникальный опыт русской демократии, требующий изучения, обсуждения, неравнодушного, я бы сказал, трепетного отношения и, конечно, достойный памяти.
* * *
Январские дни 1918-го, заложившие парадигму всей нашей дальнейшей истории. 5 (18) января - расстрел и разгон демонстраций в поддержку открывшегося Всероссийского Учредительного Собрания. 6 (19) января - разгон самого ВУС. 7 (20) января - зверское убийство красной матросней А.Шингарёва и Ф.Кокошкина, депутатов ВУС от партии кадетов, объявленной большевиками "партией врагов народа" (Шингарев и Кокошкин были арестованы еще в ноябре 17-го и к моменту гибели находились в Мариинской тюремной больнице - по состоянию здоровья).
С тех пор мы живем в парадигме тирании и непрерывного политического террора, длящегося по сей день. Причем, надо сказать, убийство Бориса Немцова напрямую "рифмуется" с убийством Шингарёва и Кокошкина - ведь Немцов являлся сопредседателем Партии народной свободы, а именно так звучало полное наименование партии кадетов. В обоих случаях главными виновниками убийства являются не исполнители, а власть, создавшая атмосферу политической травли, атмосферу ненависти, в которой и стали возможны расправы над инакомыслящими.
В обоих случаях власть стремилась "замять" дело.
В обоих случаях власть - одна и та же. Большевицкая.
! Орфография и стилистика автора сохранены