В заявлении саммита "семерки" ее лидеры напомнили, что "продолжительность санкций против России четко привязана к выполнению ею своих обязательств в рамках минских соглашений". Что "санкции могут быть отменены, если Россия выполнит свои обязательства". И предупредили, что страны "семерки" готовы "в дальнейшем принимать дополнительные меры с целью увеличить финансовые потери России, если ее действия того потребуют".
Это значит, что вся ответственность за невыполнение "Минска-2" после долгого лавирования между его интерпретациями Москвой и Киевом Западом возложена на Москву. Это значит, что заявления российских официальных лиц о том, что Россия – не участник конфликта, а потому и не может за него отвечать, признаны несостоятельными. Это значит, что она воспринимается не столько посредником в его разрешении, сколько именно его участником.
Что-то похожее в отношении к России уже было в последние месяцы 2014 года, когда Москва и ее донецко-луганские союзники обусловили прекращение огня и отвод вооружений от линии разделения сторон выполнением других пунктов первых минских договоренностей ("Минска-1"). Позиция была заведомо уязвимой, ослабленной к тому же проведением 2 ноября того же года выборов глав и парламентов ДНР и ЛНР, которые те договоренности попирали и никем в мире признаны не были. Россия, ставшая тогда в глазах Запада главной виновницей несоблюдения и ревизии минских соглашений, решила, как известно, эту позицию усилить возобновлением широкомасштабных наступательных военных действий.
Возможно, западные лидеры не исключают повторения этого сценария, а потому и предупреждают о своей готовности "принимать дополнительные меры". Они, как и Киев, исходят из того, что выполнение "Минска-2" может начаться только после полного прекращения огня и демилитаризации донбасских территорий. Дабы попробовать в очередной раз убедить в этом Москву, Меркель призвала на днях возобновить переговоры в нормандском формате , который Россия последние полгода, если не считать нескольких телефонных бесед лидеров "четверки", предпочитала игнорировать: продвижению к ее целям (реинтеграции донбасских территорий в Украину при сохранении над ними политического контроля) он не способствует. А если убеждаться опять не захочет, что она может и будет делать? По-прежнему изматывать Киев стрельбой и жертвами на Донбассе и испытывать терпение западных миротворцев, рассчитывая на их уступки под угрозой их миротворческой репутации? Или надеяться, что Трамп выпутается из своих проблем, укрепит свои позиции и вспомнит о своих предвыборных обещаниях насчет России?
Судя по заявлению лидеров стран "семерки", оправдывать расчеты Кремля они не спешат. А захочет ли Путин в такой ситуации возобновлять переговоры в нормандском формате, прояснится, может быть, после его завтрашней встречи с новым французским президентом.
! Орфография и стилистика автора сохранены