На сессии Совета Безопасности ООН (совещание министров и замминистров иностранных дел) 28-29 апреля 2017 года госсекретарь Тиллерсон заявил по поводу ситуации вокруг Северной Кореи, что Китай, на который приходится 90% всего торгового оборота Северной Кореи, полностью использовал рычаги экономического давления на Северную Корею, и это уникально. И это особенно важно. США и Китай имели очень продуктивный обмен в этой (связанной с Северной Кореей) области. И это также очень важно. Что США рассчитывает на новые акции (Китая в отношении Северной Кореи) — на основе того что Китай уже сделал.
На той же сессии Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов, выступая на заседании Совета Безопасности ООН заявил:
"Пхеньян не откажется от ядерного оружия при наличии угрозы безопасности КНДР. Именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные маневры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда в этом месяце американской военно-морской эскадры.
В Пхеньяне неплохо выучили уроки истории последних двух десятилетий, когда государства, добровольно отказавшиеся от своих программ по разработке оружия массового уничтожения, становились объектами внешней агрессии и насильственной смены режимов. (Может быть, Гатилов имел в виду Украину, которая в 1994 году передала РФ все свое ядерное оружие, а в 2014 году стала жертвой российской агрессии? — А.Н.)
Дополнительным дестабилизирующим фактором в регионе является принятое в прошлом году Вашингтоном и Сеулом — в русле порочной логики по созданию глобальной ПРО — решение о размещении на территории Республики Кореи (Южной Кореи) элементов американской противоракетной обороны THAAD.
Призываем еще раз как США, так и Республику Корею пересмотреть его целесообразность, а других регионалов — не поддаваться искушению подключиться к таким дестабилизирующим усилиям (Гатилов явно осуждает экономическое давление Китая на Северную Корею)".
Выступавший там же Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко заявил:
"Режим КНДР компенсирует последствия международных санкций за счет собственных граждан, поэтому Совбез ООН не должен себя ограничивать в применении всех имеющихся инструментов и методов для эффективного давления на руководство в Пхеньяне для прекращения провокаций с его стороны.
Очевидно, что существующий режим санкций не является достаточно эффективным, чтобы предотвратить получение КНДР технологий, материалов, оборудования и финансовых ресурсов для дальнейшего развертывания ее ядерных и ракетных программ. Мы наблюдаем стойкую эволюцию уловок Пхеньяна во избежание санкций.
Пхеньян продолжает наращивать свой военный арсенал за счет собственного народа. Качество жизни простых граждан ухудшается, но режим это не заботит.
Последовательная позиция Украины такова: Совбез должен найти способы усиления международного давления на режим КНДР в ответ на его безрассудное, неугомонное поведение.
Ключевой предпосылкой для этого является несомненное, безусловное и верное выполнение Пхеньяном соответствующих резолюций Совбеза ООН.
Однако Совбез может принять дополнительные решительные меры с целью принуждения КНДР отказаться от запрещенной деятельности, включая разработку ядерного оружия, баллистических ракет и других видов оружия массового уничтожения. Мы должны использовать все инструменты и способы, которые есть в распоряжении членов Совета, чтобы способствовать деэскалации нынешней крайне нестабильной ситуации.
Украина полностью разделяет необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности соседних государств против этой угрозы и твердо стоит на стороне Японии, Республики Корея и других стран (наверное, Китая), которые сталкиваются с растущей ядерной угрозой.
Наступило время обдумать, что можно сделать, чтобы предотвратить ядерную угрозу в будущем где угодно на земном шаре. Согласно Будапештскому меморандуму, когда Украина добровольно согласилась избавиться от всего ядерного оружия. Зато Россия, постоянный член Совбеза ООН, вопиюще нарушила это соглашение, осуществив вооруженную агрессию против Украины".
Министр иностранных дел Китая Ван И и его британский коллега Борис Джонсон договорились 28 апреля в Нью-Йорке, что ядерная проблема на Корейском полуострове должна быть урегулирована мирным путем. Они встретились в кулуарах заседания Совета Безопасности ООН на уровне министров, посвященном ядерной деятельности Северной Кореи.
Оба согласились, что напряженность на Корейском полуострове усиливается, и ситуация, скорее всего, выйдет из-под контроля. Ван и Джонсон также заявили, что все стороны должны оставаться приверженными цели денуклеаризации, строго выполнять резолюции Совета Безопасности, связанные с Северной Кореей; при этом Северная Корея должна прекратить свою ядерно-ракетную программу.
Все 15 членов Совета Безопасности обратились к Совету по ядерной проблеме Корейского полуострова и выполнению соответствующих резолюций ООН. В своем выступлении на специальной сессии Совбеза Ван отметил, что "диалог и переговоры представляют собой разумный выбор для всех сторон; это единственный выход".
Заметка снабжена смешным фото: лощеный Ван И и растрепанный "парень из народа" Борис Джонсон.
Исходя из вышеизложенного можно сделать предварительный вывод:
Если взять позицию США за 100, а Северной Кореи за 0, то позиции остальных "главных игроков" распределятся вот так:
Россия — 10-15, то есть вместе с Северной Кореей и против США.
Китай — 60-70, по сути, вместе с Америкой и ее главными союзниками. На сессии Совбеза Ван И выступил за "осторожно-сдержанный подход к проблеме Северной Кореи" и против размещения элементов противоракетной обороны THAAD на территории Южной Кореи. Это учтено в оценке.
Британия — 80-85.
Украина — 90 или выше.
Словом, Северная Корея и ее главный союзник РФ оказались в изоляции. Еще раз стало понятно, что Северная Корея — ухудшенная копия РФ в миниатюре.
Китай же, формально сохранив независимую позицию, оказался на стороне Запада.
А Украина вместе с Западом одержала дипломатическую победу над РФ.
Дополнительные сведения (в виде хроники) и выводы
Президент Трамп заявил в интервью WSJ 12 апреля, что он предложил президенту Си Цзиньпину в Мар-а-Лаго 7 апреля более благоприятные для Пекина торговые условия и новый торговый договор в обмен на помощь в противостоянии угрозе со стороны Северной Кореи; неприятная для Америки проблема существования значительного торгового дефицита с Китаем будет "отодвинута на второй план".
Трамп также сказал, что его администрация не будет критиковать Китай как валютного манипулятора в новом торговом отчете. По словам Трампа, Китай прекратил валютные манипуляции, и теперь важнее сосредоточиться на сотрудничестве с Пекином в отношении Северной Кореи.
По словам Трампа, они также обсудили с Си Цзиньпином прекращение поставок северокорейского угля Китаю.
Трамп назвал свои отношения с Путиным несуществующими, но сказал, что он установил теплые отношения с Си Цзиньпином после их первой встречи 7 апреля.
В тот же день (12 апреля), согласно заявлению МИД Китая, Си Цзиньпин отметил, что у Китая и Америки есть многочисленные механизмы для диалога на высшем уровне, и упомянул соглашение двух сторон относительно "100-дневного плана действий" по торговле.
В редакционной статье "Трамп выбрасывает Россию и привлекает Китай" CNN подробно цитирует Трампа: "Мы вообще не ладим с Россией, (наши отношения) на самом низком уровне". У Трампа и Си Цзиньпина, с другой стороны, "очень хорошая химия", заявил Трамп.
"Реальности", с которыми сталкивается Трамп, включают ускоренное стремление северокорейского лидера Ким Чен Ына к ядерным и ракетным технологиям.
Трамп похвалил в Твиттере Си за то, что он помог сдержать Северную Корею, стоящую на пороге шестого ядерного испытания.
11 апреля Трамп написал два твитта:
"Я предложил Си сделку с США; будет намного лучше для двух стран, если они решат проблему Северной Кореи".
"У меня с Си был "очень хороший разговор" о Пхеньяне.
И 13 апреля Трамп "чирикнул", что у него "большая уверенность в том, что Китай будет надлежащим образом воздействовать на Северную Корею".
США, Япония и Южная Корея требуют от Пхеньяна отказаться от ядерной и ракетных программ. Президент Трамп требует от Совбеза ООН принятия более жестких мер против Пхеньяна. Ким Чен Ыну грозит давление и от Китая.
Global Times открыто предостерегает, что Китай перекроет нефтяной вентиль: "Если Северная Корея проведет шестое ядерное испытание, Пекин поддержит более жесткие санкции ООН, включая нефтяное эмбарго".
В 2015 году КНДР импортировала из Китая (и только из Китая) 525 тыс. тонн сырой нефти. Кроме того, Пхеньян получил из Китая 218 тыс. тонн очищенной нефти и бензина — в шесть раз больше, чем из России. Как ни странно, в стране имеется порядка 240 тыс. легковых автомобилей — практически все китайского производства.
Оборот внешней торговли КНДР превысил в 2016 году $6 млрд. Из них $5,5 млрд, то есть 91,5%, приходится на Китай. Ким полностью зависит от торговли с большим соседом. За Индией, торговый оборот с которой составляет $140 млн, следует давний союзник Пхеньяна — Россия: $76 млн долларов. Будучи крупнейшим торговым партнером и поставщиком энергоресурсов, Пекин сосредоточил в своих руках все рычаги экономического давления на КНДР. Пекин с 2006 года — когда Северная Корея провела первое ядерное испытание — поддерживает все санкции ООН. Но торговля между КНР и КНДР продолжала процветать. И только в начале 2017 года Пекин, похоже, начал реализовывать свои санкционные обещания.
В феврале этого года Китай прекратил ввоз антрацита из Северной Кореи до конца 2017 года. 7 апреля, в день саммита в Мар-а-Лаго, таможенные службы Китая потребовали, чтобы все северокорейские грузовые суда, находящиеся в китайских портах и еще не разгруженные, были возвращены обратно. Кроме того, Пекин запретил официальные туры в Северную Корею, а теперь, дабы оказать на Пхеньян давление и вынудить его сесть за стол переговоров, планирует приостановить поставки нефти и бензина.
Президент США Дональд Трамп считает возможным "очень-очень крупный конфликт" с КНДР на почве разногласий вокруг ядерной и ракетной программ этой страны, однако он сам предпочел бы разрешить спор дипломатическим путем. По словам Трампа — 28 апреля, в 100-й день своего правления — он хочет мирно разрешить кризис, но при этом не исключает варианта военных действий. По словам Трампа, Северная Корея — его главный вызов в международной политике.
Трамп похвалил председателя КНР Си Цзиньпина за помощь в сдерживании Пхеньяна. Лидеры США и Китая встретились во Флориде ранее в апреле. "Я думаю, он очень старается. Он определенно не хочет, чтобы начался хаос и гибли люди. Он хороший человек. Он очень хороший человек, и мне удалось близко с ним познакомиться", — сказал Трамп о Си Цзиньпине. "Он любит Китай и китайский народ", — добавил Трамп.
Ну и хватит. Момент Истины наступил, и это окончательно. Китай вместе с его гигантским экономическим потенциалом — теперь вместе с Западом и США; здесь же и Украина.
А Северная Корея и РФ — на другой стороне, в изоляции. В преддверии удушения и гибели.