Вчера читали вместе с Соней рассуждения Бердяева о русских и французских людях. А потом, шутки ради, я показал Соне "куплеты шансонетки" из "Неуловимых мстителей" (те самые, где поет Гурченко). Так вот, при всем моем глубоком уважении к Бердяеву, отличие российской психологии от европейской пресловутые "куплеты" выражают лучше и сочнее, чем его блестящая по форме и глубокая по содержанию характеристика.
Если какой-нибудь народ воспринимает жизнь на Родине, как пребывание на боевом посту, а выезд за границу - как предательство и дезертирство, то, честное слово, этого достаточно, чтобы мгновенно ухватить самую суть его менталитета. Во-первых, сразу ясно, что речь о России или о КНДР, но уж никак не о Швейцарии или Финляндии. Во-вторых, мгновенно представляешь себе повседневность этой героической борьбы, будь то борьба за нравственность и сохранение традиционных ценностей, борьба за Русский мир или борьба за урожай. Когда нормальной жизни нет и не предвидится, любое дело тут превращается в бесплодную, но в высшей степени самоотверженную и тяжелую борьбу, с надрывом, хрипом, барабанным боем и багровым светом истинного героизма. Ну, а юмор наподобие "Куплетов шансонетки" - это вишенка на торте. Замечательная иллюстрация к менталитету русского (тогда еще советского) народа, окончательно переселившегося из реальности в национальный миф - ведь фильм снимали в 1971-м, когда всем было понятно, между чем и чем когда-то выбирали эмигранты революции. Но это совершенно ни на что не повлияло.
! Орфография и стилистика автора сохранены