На днях в комментариях возникла дискуссия по поводу поставок воды в Крым. Все на эмоциях, без малейшего представления о реальном положении вещей.

Предположим, что Херсонводоканал и Херсонэнерго приняли решение о поставках воды и электроэнергии в Крым. Либо такое же решение приняло Правительство Украины. Никто не задумывался, с кем украинские поставщики будут заключать договор?

Оккупирующая держава распустила органы местного самоуправления в Крыму и назначила оккупационную администрацию, легитимность которой не признала ни одна страна в мире. Более того, все ведущие мировые державы ввели санкции против оккупационных властей Крыма.

Дьявол кроется в деталях. Кто будет подписывать Договор поставки со стороны Крыма? В какой валюте будут осуществляться платежи? В чей бюджет будут поступать налоги от хозяйственной деятельности? Это по телевизору легко заявить, что "Крым российский". По факту, полуостров до сих пор является частью Украины, контролируемой Кремлем. Ни одна страна в мире не признала обратного.

Даже в РФ по этому поводу двойственная позиция. С одной стороны "присоединение" (нем. "аншлюс") Крыма декларируется свершившимся фактом. С другой стороны, Россия не денонсировала десятки международных договоров, признающих существующие с 1991 года границы Украины и не отменила 15-ю статью Конституции, делающую юридически ничтожными любые попытки признания аннексии полуострова.

Оккупационная администрация Крыма присутствует в международном правовом поле исключительно как объект санкций. Никакой иной правовой субъектности у нее нет. Любое украинское предприятие, нарушившее санкционный режим, само окажется под санкциями. Если немецкий Сименс не рискует поставить в Крым свою продукцию, наивно предполагать, что на подобные действия пойдут крупные украинские поставщики.

Невозможность торговых отношений с оккупационной администрацией не означает, что Украина не может поставлять воду, электроэнергию и продовольствие в Крым в качестве гуманитарной помощи. Люди, заявляющие о геноциде крымчан со стороны Украины, возможно, именно это имеют в виду. Но, для того чтобы принять подобную точку зрения, нужно снова взглянуть на детали.

Украине есть куда расходовать имеющиеся ресурсы. Миллионы перемещенных лиц, разрушенные в результате обстрелов дома, взорванные диверсионными группами агрессора мосты, реабилитация военнослужащих, помощь раненым и семьям погибших. Эти категории граждан сегодня больше нуждаются в помощи Украины, чем жители Крыма.

Отсутствие поставок из Украины вынуждает оккупирующую державу бурить артезианские скважины, перестраивать систему электроснабжения, строить транспортный коридор, поставлять в Крым продовольствие. Все это прямые обязанности оккупанта по Женевским конвенциям. Если бы еще и права покровительствуемых лиц в Крыму соблюдались, из России вышла бы образцово-показательная оккупирующая держава.

У каждой проблемы есть две стороны. Ответственность за сложившуюся ситуацию лежит не только на Украине. В случае отказа Кремля от вооруженной агрессии, обсуждаемых проблем просто бы не возникло. Никто не мешал триллионы долларов, которые потеряла Россия после оккупации полуострова, вложить в развитие украинского Крыма. За эти деньги можно было купить лояльность крымчан, украинцев и россиян. Летом отдыхать в российских пятизвездночных отелях на украинском ЮБК, а зимой на шикарных российских лыжных курортах на украинском Ай-Петри.


P.S. Есть люди, которые зацикливаются на частностях и не способны взглянуть на ситуацию сверху. Украина с 2014 года не поставляет воду в Крым. Недавно по пропагандистским каналам прошла информация, что Украина в 2016 году чего-то там дополнительно насыпала. Телепусики оживились. Теперь Украина еще больше не поставляет воды в Крым. Сторонникам подобной концепции советую в качестве ответа расширить канал в Крыму, через который Украина не будет поставлять воду в 2017 году.

P.S.2. Существует два способа избежать войны. Отказ от агрессии и отказ жертвы от сопротивления. Жертвы пропаганды не рассматривают первый способ и настаивают на втором. При этом не понимая, что капитуляция Украины привела бы к необходимости содержать из российского бюджета, кроме Крыма, оккупационные администрации на 20 млн территории от Харькова до Приднестровья. В случае капитуляции Европы, к ним присоединились бы прибалтийские страны, Польша, Финляндия и Молдова. Я жил в СССР и помню, сколько "дружественных режимов" мы содержали на захваченных территориях. И к чему это привело.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены