Прочитал несколько текстов в защиту тех, кто добровольно соглашается на высокие должности в государственном аппарате, считая при этом политический курс страны несовместимым со своими прфессиональными представлениями и гражданскими ценностями. Люди, мол, движимы не карьерными соображениями, а высокой идеей служения, для русской культуры традиционной, и не режиму они служат, а России, ради чего готовы поступиться и своими собственными мнениями о должном и правильном режиме. И потому не суровый моральный приговор им выносить надо бы, а поддерживать в их трудном выборе, отдавая себе отчет в глубине и благородстве их мотиваций.

В ответ на это могу сказать следующее:

1. В роли морального прокурора или судьи выступать не намеревался и не намереваюсь: каждый вправе на свой выбор, и никто не вправе или обязанности брать на себя за него ответственность.

2. Не понимаю, как можно отделить служение стране от служения режиму, если твое представление об интересах страны не соотносится с представлением о них персонификаторов режима. Хотелось бы почитать или послушать о таком опыте и его плодах, но пока не доводилось.

3. Традиция государственного служения в России, действительно, существует, но в ней, в России, немало примеров и отказов от такого служения в случаях, когда оно воспринималось сопричастностью с губительным для страны политическим курсом. И для этого совсем не обязательно было, как полагают некоторые мои собеседники, проявлять героизм и становиться революционером: достаточно было объявления об отставке.

4. Бывают режимы, служение которым мотивировано служением стране, возбуждающие после своего падения желание наказывать их служителей законами о люстрации и некоторыми другими способами. В России, правда, такого опыта нет, но, не исключаю, потому, в том числе, и нет, что в ней служение стране и служение режиму могут предъявляться как взаимоисключающие.

Игорь Клямкин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены