Среди дивных романов недавно ушедшего Терри Прачетта о Плоском мире есть один, сильно отличающийся от остальных. В нем нет великого города Анк-Моркпорка с его Академией волшебства, замечательного сундука с ножками, чародея Ринсвинда и тому подобных блистательных зеркал и зеркалец, в которых нет-нет, да узнаётся что-то до боли знакомое. В этом романе "Страта" Плоский мир предстает чьей-то недоброй шуткой, технической подделкой под подлинный мир, в котором природа подменена машинерией с искусственными приливами, обеспечиваемыми насосами, искусственными вулканами, для которых сконструированы специальные доменные печи, драконами на реактивной тяге от спрятанных в них ядерных реакторов и так далее без конца. И этот подменный мир в романе приходит к концу: машинерия, механизмы имеют свойство необратимо изнашиваться, как их не ремонтируй.
Слава Богу, мы живем в реальном мире, который, быть может, тоже "изнашивается", но куда медленнее. И все же... И все же события последнего времени все больше напоминают то, что, наверное, чувствовали жители Помпей и Геркуланума незадолго до фатальных событий: мир как-то подрагивает, всё, что казалось надежным еще вчера, утрачивает прочность. И вообще-то уже многие подозревают, что наш мирный и окультуренный виноградниками Везувий не столь уж смиренен, как нам бы хотелось верить.
Этот старый добрый знакомый нам мир, само собой, тоже далеко не совершенен и никогда совершенным не был – не в Раю живем! – но он был хотя бы понятен. Или просто привычен, что в обыденной практике – одно и то же. А происходящее в последнее время во все возрастающих масштабах и со все возрастающей частотой в этот мир никак не укладывается. И реакция на происходящее обнаруживает растерянность. Всех – и элиты, и простых смертных. Везде и во всём. Мирнейшие европейцы, организующие многотысячные прогулки с белыми ленточками (зачеркнуто) после того, как их подавили грузовиком на набережной в Ницце или взорвали в парижских кафе, или, на худой конец, искрошили в капусту топором и мачете в пригородной баварской электричке – это те же европейцы, что свирепо сражаются на трибунах стадионов и после матчей крушат города. Их власти, продолжающие призывать к толерантности и мультикультурализму, когда уже всем давным-давно понятно, что это путь в никуда, и немедленно выдвигающие предложения об ужесточении контроля над оружием – надо полагать, над грузовикаи, топорами и мачете... Американцы, дольше других сопротивлявшиеся безумию (и ведь тоже не без своих тараканов хотя бы в виде все учащающихся стрельб в публичных местах), готовы избрать президентом шута горохового, обещающего... да чего только не обещающего! О наших палестинах вообще помолчу – тут разумение давно редкий гость, а последнее время, если и заглядывает, то никого не застает и уходит.
При этом нынешние подземные толчки, предвещающие извержение помасштабнее Везувия, происходят тогда, когда мир стремительно развивается. А вовсе не стоит на месте. Достаточно взлянуть на то, что человеки придумали, научились делать, что вошло в нашу жизнь за последние лет 15-20 – так дух же захватывает!
И всё же есть одна важная штука, которая напоминает о невыученных, неосвоенных или за давностью лет надежно подзабытых школьных уроках.
Полторы тысячи лет назад рушился Мир. Античный мир, равный тогда Римской империи. Да, давно уже остановившейся в развитии (и за этим отличием от современности, не кажущейся нам поучительным примером), но рушившейся вовсе не потому, что конкуренты ее обогнали (это не Китай, с которым случилось подобное в 17-18 веках) – не было этих конкурентов не только на современном Риму, но и на сколько-либо просматриваемом историческом горизонте!
Империя = Античному миру рухнула не потому: ее римским гражданам стало ничего не нужно, они все заботы, всю свободу и всю ответственность отдали Империи, полагая, что стали своего рода античными рантье – "Хлеба и зрелищ!" - а на самом деле став безвольными винтиками имперской машины. Которая, как и всякая машинерия, имеет свойство необратимо изнашиваться. И не имеет свойства приспосабливаться к изменениям кругом. А граждан, свободных и ответственных римских граждан, своими трудами эту машину-империю-цивилизацию создавших, в критический момент уже не было. И спасти цивилизацию оказалось некому.
В 20 веке европейцы и не только, пройдя ужасы двух мировых войн и стресс от перемен, казавшихся им стремительными (теперь их темпы кажутся детскими), захотели надежности, уверенности в завтрашнем дне, безопасности (и беспечности) – и отдали слишком много своей свободы и своей ответственности государству и над-государству. И сильно подразучились принимать решения, действовать и отвечать за свои действия самостоятельно. А за границами Европы-Америки так и вовсе отдали всю свободу за пайку баланды. И ответственность, ясное дело, вместе со свободой.
И сейчас все и всюду, чувствуя подрагивание почвы под ногами, либо дружно успокаивают себя и друг друга, что всё отлично – только вот тут за нас подправят чуток, ну, пару "законов Яровой" примут, либо начинают совершать безумные, безответственные поступки, либо и то и другое смешивают по вкусу во взрывоопасную смесь чудовищной разрушительной силы.
Я не знаю, как остановить угрозу. Я знаю только одно: если мы хотим выжить, нам надо каким-то героическим усилием заставить себя самих вернуть себе ответственность за собственную жизнь, опрометчиво делегированную (сданную без боя, добровольно и с песнями) структурам и институтам, взвалить на плечи крест свободы, и начать снова решать за себя самим.
Потому что не человек для субботы, а суббота для человека, как бы ей, субботе, ни хотелось быть самой главной.
P.S. После обрушения Античного мира человечество смогло двинуться вперед только спустя пол-тысячелетия. Потеряв за это время то ли половину, то ли 2/3 своей численности. Боюсь, на этот раз столько времени нам история просто не предоставит. Да и в утраченную половину или утраченные 2/3 вряд ли кому хочется попасть. Наконец, просто безумно обидно пролететь как раз в тот момент, когда мир, действительно, столькому научился, столько освоил и обещает освоить еще больше.
Да, это будет – теперь уже достаточно ясно – сильно другой, совершенно НеПлоский мир. Не тот, в котором мы с разной степенью уютности-привычности худо-бедно устроились. И в нем будет еще множество засад и проблем. Но не тех, которые мы по привычке пытаемся решать сегодня, перекладывая ответственность на умных дядей. Те проблемы, что будут, за нас, за каждого из нас никто не решит. Особенно если их вообще не решать.
! Орфография и стилистика автора сохранены