"Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!". Это цитата из письма жительницы Петербурга Инны уполномоченному по правам ребенка в этом городе Светлане Агапитовой.
"Мужика без порток" зовут Давид. Это копию его статуи работы Микеланджело организаторы мультимедийной выставки "Микеланджело. Сотворение мира" выставили на Кирочной улице.
С жалобщицей пытались говорить, ссылались на то, что в Петербурге на Миллионной улице довольно давно стоят Атланты в неглиже, и в Летнем саду и в Петродворце полно статуй, и ни на одной из них нет ни трусов, ни лифчиков. Но дама была неумолима, мол, вот именно, те стоят давно и народ с ними свыкся, а этот гад свежий и учит детей плохому.
Организаторы выставки решили учесть пожелания стеснительной горожанки и приняли решение голого Давида одеть. Но, поскольку вторгаться в творчество великого флорентийца самим было боязно, решили спросить горожан. И вот теперь в Питере пройдет акция "одень Давида": до 15 августа от жителей города будут принимать предложения по наряду для статуи, а затем выберут лучший вариант и сошьют Давиду костюм.
Статья 1266 части 4 Гражданского кодекса РФ о неприкосновенности произведения запрещает вторгаться в творческий замысел автора, а статья 1267 гласит, что неприкосновенность произведения охраняется бессрочно и после смерти автора.
Поскольку Микеланджело Буонарроти 452 года назад умер, организаторам выставки будет сложно получить его согласие на подобные издевательства над скульптурой. Впрочем, художник и при жизни сталкивался с аналогичными попытками и поэтому его мнение можно задокументировать и приложить к делу.
Дело в том, что целомудренная гражданка Петербурга была не первой, кого возмутили работы Микеланджело. Ее предшественник, кардинал Карафа, основатель папской инквизиции, еще 475 лет назад обвинил Микеланджело в безнравственности и непристойности, когда увидел то, что изображено на фреске "Страшный суд", которая занимает всю стену Сикстинской капеллы, причем прямо позади алтаря.
Тогда, почти пять столетий назад, в Ватикане все развивалось точь-в-точь как сегодня в Питере. Была организована акция под названием "Кампания фигового листка", целью которой было изъятие "мужиков без порток" и "баб без лифчиков" со стен главного католического храма.
Так вот, когда в 1564 году, через 23 года после открытия фрески "Страшный суд", кардинал Карафа, ставший к тому времени папой Павлом 4-м, распорядился одеть участников этого важного мероприятия, если не в реале, то хотя бы на фреске, Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе: "Удалить наготу легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид".
Спустя века католическая церковь избавилась от излишнего ханжества и папа Иоанн Павел Второй в 1994 году дал по этому поводу разъяснения: "Микеланджело выразил свое собственное понимание слов из книги Бытия: "и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого" (Бытие 2:25). Сикстинская капелла – это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела".
Современные российские ханжи намного святее римского папы и намного более суровы ко всяким неприличиям, чем даже современник Микеланджело, кардинал Каррафа. Того возмутил не сам факт изображения голых людей, а лишь то, что они изображены сразу за алтарем. А бдительная жительница Питера требует одеть портки на Давида, который и не думал заходить в храм, а просто стоит себе на улице.
Проще всего отнестись к этому эпизоду и к этой акции с питерским голосованием как к анекдоту. И это не только справедливо, но и легко. Неловко обсуждать такие вещи с серьезным выражением лица. Но тут есть некая проблема. Она – в торжестве ханжества, мракобесия и идиотизма, который навязывает свою повестку дня всем нам. Вот эта "Инна" (на сайте Уполномоченного по правам ребенка сказано, что имена заявителей – условны) смогла навязать свою повестку всем питерцам. Теперь, возможно, предстоит уже вполне позорная акция напяливание на Давида российских "порток" и российского же ватника. Поскольку его прекрасное тело оскорбило чьи-то чувства.
Раз такое дело, поделюсь своими чувствами. Их, эти чувства, очень сильно оскорбляют бесстыжие лица путинских чиновников и холуев. Они эти свои срамные физиономии совершенно не скрывают, а как самые последние извращенцы-эксгибиционисты демонстрируют свои самые стыдные части тела миллионам телезрителей, явно получая от этого мерзкое удовлетворение. Просто посмотрите на лица всех эти яровых, милоновых, бельяниновых и прочих мутко и мизулиных, и сравните весь этот паноптикум со статуей Давида. Ну, и где тут непристойность и растление малолетних?
Позволю себе перефразировать великого флорентийца. Вместо того, чтобы обсуждать, чем прикрыть наготу в искусстве, пора обсудить, как привести в пристойный вид страну, в которой живем. А то за нее все стыднее и стыднее.
! Орфография и стилистика автора сохранены