Кто является адресатом и выгодоприобретателем терактов? Даже если предположить, что задачей теракта является попытка запугать общество (то есть на все общество и направлен теракт), то вопрос "зачем?" — остается. Запугать общество, чтобы что? Какова выгода от усиления страха? Где жатва? Теракт — чаще всего затратное и сложно подготавливаемое и сконструированное мероприятие, и, следовательно, выгода по меньшей мере должна соответствовать затратам.
Возьмем наиболее распространенный ответ. Теракты необходимы террористам, чтобы увеличить число рекрутируемых сторонников (последователей, добровольцев, волонтеров) и сумму получаемых пожертвований. Если остановиться на последних французских терактах, в которых заинтересована организация ИГИЛ, то задачей, решаемой с помощью терактов, является маргинализация европейских мусульман: давление на них со стороны властей и, как следствие, радикализация исламской молодежи, которая, как новые люди в обществе, испытывает трудности при социализации и в этих обстоятельствах чаще будет выбирать путь присоединения к ИГИЛ.
Но для этого необходимо, чтобы власти расширительно толковали опасность ислама как религии/идеологии терроризма, полагали правильной круговую поруку ответственности мусульман за теракты их единоверцев и продвигали репрессивные законы по отношению к недавним и давним переселенцам из Азии и Африки. Тогда обида и несправедливость вместе с социальными проблемами толкнет исламскую молодежь в объятия радикалов.
Понятно, что правые — и так склонные настороженно относиться к мигрантам — быстрее отреагируют в "правильном" отношении на теракты и попытаются ужесточить антимигрантское законодательство и усилить подозрительность по отношению ко всему исламскому населению Франции (и шире — Европы).
Следовательно, адресатом французских терактов являются правые, которых теракты могут подтолкнуть к расширенному толкованию ответственности за них и к давлению на все мусульманское сообщество. Это и партия Саркози, и крайне правые Марин Ле Пен, число избирателей которых после терактов растет.
Но французскими (европейскими) правыми группа потенциальных выгодоприобретателей не исчерпывается. Косвенными бенефициарами являются еще несколько групп. Они первыми — и именно так, как задумано организаторами терактов — реагируют на теракты, выражая свое возмущение (и предсказывая апокалиптические последствия для Франции-старушки Европы) и заявляя о желании быть среди основных спасителей наивных европейцев.
Это российский президент Путин, а также правые Израиля и Америки — трампоманы. Цель Путина понятна, да она и не скрывается. Чем страшнее теракт, тем вероятнее старое путинское предложение — объединиться против международного терроризма и забыть о временных и отступающих в тень разногласиях (вроде аннексированного Крыма и завоеванного "отпускниками" Донбасса). Путинская клиентела не скрывает своих целей: отмените санкции, и мы с радостью поможем вам с борьбе с террором. Звучит настолько и демонстративно цинично, что кажется, будто Путин одной рукой устраивает проблемы Европе, а другой готов их в одно мгновение прекратить. Но даже если его влияние ограничивается банальной поддержкой правых с антимигрантской и исламофобской риторикой, то и это объясняет, почему теракты с такой радостью (трудно сдерживаемой) воспринимаются в Кремле.
Похожа логика и правых Израиля. Каждый раз, когда Европу взрывают, давят и расстреливают, из Израиля несется истеричный вопрос: ну теперь-то вы поняли, кого пустили в качестве беженцев? Теперь-то, наконец, осознали, с кем нам приходится бороться ежедневно? Когда же вы проймёте, как глупо было обвинять нас в бесчеловечности, в то время как мы только отвечали на вызовы этих варваров, у которых нет ничего человеческого? Мы — форпост европейской цивилизации на Ближнем Востоке — отличаемся от вас только тем, что первыми приняли удар нашего общего врага.
И каждый раз для израильских правых европейская реакция на теракты видится в виде нелепой и чудовищной ошибки. Как — опять мы во всем виноваты? Опять вы сжигаете израильские флаги на своих митингах вместо того, чтобы высылать из Европы этих неблагодарных животных? Боже, куда катится Европа, она совсем лишилась чувства самосохранения и не видит троянского исламского коня, живущего уже на их центральных площадях.
Как теракты помогают избирательной кампании Трампа, и говорить не надо: второй Fox News.
И действительно, пока правые не пришли в Европе и Америке к власти, из правительственных кабинетов, со страниц газет и университетских кафедр раздается совершенно не то, чего ждут правые в Европе, Израиле, Америке и России. Вместо того чтобы осудить варваров, не умеющих жить в цивилизованных условиях, говорят не о коллективной, а об индивидуальной ответственности. Говорят о последствиях колониализма и нежелании Израиля согласиться на государство палестинцев. Короче, продолжают нести левацкий бред, вместо того чтобы выставить незваных гостей за порог Европы, согласиться на антимигрантское законодательство, забыть об оккупации Крыма и отсутствии прогресса в продвижении идеи два государства для двух народов в Израиле и Палестине.
Характерно, что похожая позиция и у устроителей/адресантов терактов. Они тоже заинтересованы в росте ксенофобских настроений в Европе, в усилении влияния правых в Европе, Америке и Израиле, в отсутствии прогресса на переговорах между палестинцами и израильтянами. И понятно почему: они такие же правые.
Они, конечно, святее папы римского, они еще большие радикалы, но их цели примерно те же, что и у адресатов их терактов. Террористам нужна еще большая радикализация исламской молодежи, их маргинализация и социальная бесперспективность, им нужны интерпретации происходящего в духе Хантингтона и его конфликта цивилизаций.
Будет конфликт цивилизаций — будет у них больше денег и резервистов. Их Трамп, Путин, Нетаньяху, Марин Ле Пен — более чем устраивают. Правые всех стран соединяйтесь и приходите к власти: чем хуже, тем лучше. Всем хуже, правым лучше.