Правозащитники из комитета "Гражданское содействие" зафиксировали трехкратный рост судебных решений о высылке мигрантов из России. Об этом говорится в представленном докладе "Административные выдворения из России — судебное разбирательство или массовое изгнание?" (полный текст доклада). Автор исследования Константин Троицкий отмечает, что в судах административные дела по выдворению проходят с многочисленными нарушениями: обвиняемым не разъясняют их права, не предоставляют переводчиков и решения о выдворении принимают за несколько минут или вовсе без рассмотрения.
Исследование правозащитников проводилось на основе данных Судебного департамента при Верховном суде, статистики ФМС, изучения законодательства и мониторинга ряда судебных заседаний в районных судах Москвы. Согласно докладу, число дел об административном выдворении иностранных граждан в 2013 году составило более 137 тысяч (этот показатель в три раза больше по сравнению с 2012 годом). В 2014 — 198,4 тысячи, а
в 2015 году произошло снижение этого показателя до 177,8 тысячи. Всего с 2013 года по 2015 год суды вынесли 513 289 решений об административном выдворении,
98% из них были приняты по статьям 18.8 ("Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания") и 18.10 КоАП ("Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ").
Причем треть этих решений приняли столичные суды — 154 494 административных выдворения.
Как объясняют правозащитники, многократное увеличение числа выдворенных из России мигрантов произошло после того, как в силу вступили изменения в законодательстве. Власти внесли поправки в статьи "Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания" и "Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ". Как полагают в комитете, эти нововведения "легитимизировали массовые выдворения".
"Суды выполняют административную роль. Я общался с председательствующим одного из судов, и он сказал мне: "Зачем ты идешь против течения? У нас есть задача выдворять их", — рассказал юрист "Гражданского содействия" Илларион Васильев.
По словам председателя комитета Светланы Ганнушкиной, людей порой задерживают несмотря на то, что у них все документы в порядке. Она привела пример, когда во время рейда УФМС в Москве задержали рабочих мигрантов. "У них были все необходимые документы и разрешение на работу. Их задержали за то, что они работали не по специальности — разгружали краску из машины, а не красили стены. Но в конце концов их отпустили", — отметила Ганнушкина.
Кроме того, говорится в докладе, и судебные заседания по высылке мигрантов нередко проходят с многочисленными нарушениями: не предоставляют переводчика, проводят коллективное рассмотрение дел без обязательного оглашения протокола об административном правонарушении и судебного решения. "Были зафиксированы случаи, когда судебное заседание как таковое и вовсе не проводилось, а вместо него привлекаемым к административной ответственности иностранным гражданам просто выносились уже готовые копии решений судьи", — замечает Троицкий.
"Суды настолько легко принимают решения, что не принимают во внимание наличие всех необходимых документов, наличие семьи, ситуации в той стране, откуда прибыл мигрант", — недоумевает Ганнушкина.
В докладе также говорится о трех судьях рекордсменах, которые выносили за один час по несколько десятков постановлений. Лидером стал судья Головинского суда Москвы Сергей Базаров (23 января 2015 рассмотрел 94 дела за один день, то есть ему потребовалось 4 минуты на одно дело или 15 дел в час). Следом идет судья Щербинского райсуда Марина Липская — 73 решения за день (21 января 2015 года). Замыкает тройку судья Чертановского суда Москвы Андрей Васильев — вынес более 60 решений за два дня, то есть рассматривал порядка 7 дел за час.
По данным Троицкого, судьи тратят около 2 минут и 45 секунд на одного человека при рассмотрении дела.
В Головинском, Дорогомиловском, Нагатинском и Троицком районных судах по итогам шести месяцев 2015 года было зафиксировано 100% решений о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 18.8 и ч. 2 ст. 18.10 КоАП.
По этим статьям может грозить как "контролируемый самостоятельный выезд" из России, так и принудительное выдворение. Правозащитники заметили тенденцию, что судьи в основном предпочитают первый вариант — так экономятся бюджетные деньги, а мигранты сами оплачивают свой отъезд из России.
"С 2014 года достаточно резко уменьшается количество мигрантов из стран Средней Азии, — отметил Васильев. — Это зависит от нескольких факторов — экономика, сокращение рабочих мест и, конечно, выдворения. Возможно, как раз и стояла задача увеличения выдворений граждан из определенных стран. Есть вероятность, что теперь судебная машина по выдворению, которую не остановить, может ударить по украинским мигрантам".