Согласен и считаю совершенно правильным тезис, что для власти и для Путина прошедшая вчера в День Победы акция "Бессмертный полк" — это прежде всего политический инструмент восстановления и укрепления остро необходимой Путину и власти массовой солидарности и, может быть, даже самоидентичности народа на почве хоть каких-то НЕОППОЗИЦИОННЫХ настроений.
Но у прошедшей 9 мая акции "Бессмертный полк" есть также стихийное, не политическое и не приватизированное государством "измерение". Раньше, в 1970-е и 2000-е годы, в праздновании Дня Победы на первом месте всегда были оставшиеся в живых фронтовики. Я сам однажды ходил посмотреть на встречу фронтовиков у Большого театра в Москве. Но живые фронтовики были только небольшой и все уменьшающейся в 70-80-90-2000-е годы группой участников войны. А погибшие и уже умершие участники войны были в БОЛЬШИНСТВЕ СЕМЕЙ. И до того, как возникла и была придумана журналистом из Томска акция "Бессмертный полк" у этого большинства участников войны не было необходимой для всех членов их семей формы представительства на праздновании Дня Победы. А ведь людям это было нужно, мы все гордились и гордимся, что в наших семьях были участники войны. Вот и получилось, что акция "Бессмертный полк" — это прежде всего выражение гордости множества семей и людей тем, что их родные были участниками войны, которые, погибнув или оставшись в живых — это сегодня уже не так важно, — вынесли эту войну на своих плечах и завоевали Победу. И этот смысл — гордости за членов семей, за родных и близких — участников войны и "вывел" на улицы 9 мая десятки и, может быть, сотни тысяч человек.
К сожалению, избежать этого, видимо, нельзя — любое нетраурное шествие по определению превращается в народный праздник. Так произошло и с акцией "Бессмертный полк" — и потому многих людей (меня в том числе) коробит и кажется некоторым издевательством над здравым смыслом ощущавшийся вчера на улицах Москвы оттенок праздника и так сказать нелепое и пошлое "присвоение" победы во Второй мировой войне НЕВОЕВАВШИМИ УЧАСТНИКАМИ ШЕСТВИЯ "Бессмертного полка" — что визуально выражалось в массовом ношении ими георгиевских ленточек, пилоток и просто в самой атмосфере этого шествия с портретами погибших или уже умерших участников войны — как массовой демонстрации с прямо противоположными и противоречивыми смыслами. Один имманентный смысл акции "Бессмертный полк" символизировавшийся массой портретов погибших на войне и умерших участников войны в руках членов их семей — т.е. траур, тризна по погибшим и умершим, ужас перед огромным числом жертв — был СОВЕРШЕННО ЗАСЛОНЕН другим ее имманентным смыслом — публичной гордостью участников шествия за членов своих семей, публичной благодарностью им за то, что своим участием в войне они защитили нашу страну, отстояли свою Родину, отдав для этого свою жизнь и свои силы. Этот смысл визуализировался "георгиевскими ленточками", пилотками, праздничным настроением. То, что один очень важный смысл акции — "Бессмертный полк" — траур по погибшим в войне и ощущения неимоверной тяжести войны для всех ее участников был совершенно заслонен другим ее ПРАЗДНИЧНЫМ смыслом — гордостью участников акции за то, что в их семьях были участники войны и благодарностью им, — было обусловлено визуальным образом акции — люди несли портреты участников войны, "георгиевские ленточки", флаги, НО ОЧЕНЬ МАЛО КТО ИЗ УЧАСТНИКОВ АКЦИИ ДОГАДАЛСЯ НАДЕТЬ НА РУКУ ТРАУРНУЮ ПОВЯЗКУ.