Месяц, прошедший после публикации предыдущей статьи цикла, был ознаменован целым рядом драматических поворотов в ходе предвыборной кампании в США. Впрочем, весь драматизм, как и ожидалось, был сосредоточен на республиканской стороне — у демократов, несмотря на отдельные локальные успехи Берни Сандерса (как, например, его победа в штате Висконсин), Хиллари Клинтон медленно, но верно продолжала увеличивать отрыв от своего оппонента, так что к настоящему моменту выдвижение её в качестве официального кандидата от Демократической партии предрешено практически на сто процентов.
Меж тем в республиканском лагере шла настоящая война на уничтожение. 5 апреля на праймериз в штате Висконсин сенатор Тед Круз одержал убедительную победу, заполучив голоса 36 из 42 делегатов, закреплённых за этим штатом. Лидер республиканской предвыборной гонки Дональд Трамп занял второе место и получил остальные 6 голосов делегатов. Характерно, что Трамп набрал в Висконсине примерно тот же процент от общего числа голосов избирателей (чуть более 35 процентов), что и в штате Нью-Гемпшир, с которого началось его "триумфальное шествие", однако в Нью-Гемпшире ему хватило этого для убедительной победы со значительным (почти 20 процентов голосов) преимуществом над занявшим второе место Джоном Кейсиком, в то время как в Висконсине Трамп уступил Крузу примерно 13 процентов.
Результаты праймериз в Висконсине подтвердили высказывавшееся многими аналитиками мнение, что сокращение общего числа кандидатов будет работать против Трампа, поскольку приведёт к консолидации "антитрамповского" электората. Следует отметить, что третий республиканский кандидат — губернатор штата Огайо Джон Кейсик — набрал в Висконсине меньший процент голосов, чем отдавали ему предвыборные социологические опросы. Можно предположить, что значительная часть его сторонников, понимая, что Кейсик лишён шансов на победу в этом штате, в последний момент сделала выбор в пользу "тактического" голосования, отдав свои голоса Крузу как кандидату, имеющему наилучшие шансы одолеть Трампа.
Удачно для Круза сложилась и ситуация в штатах Северная Дакота, Колорадо и Вайоминг. Эти штаты, в отличие от остальных, не проводят праймериз или кокусов, а лишь избирают делегатов на конференциях, проводящихся на уровне штата или же отдельных округов. Поскольку в таких конференциях принимают участие партийные активисты, а они, как уже говорилось ранее, не питают особой любви к Трампу, последнему изначально не приходилось рассчитывать на успех в этих штатах. Как и предполагалось, избранные от этих штатов делегаты оказались по большей части сторонниками Круза.
Таким образом, первая половина апреля сложилась весьма благоприятно для сенатора от штата Техас, и перспектива того, что Дональду Трампу не удастся получить в первом туре голосования на партийной конференции заветные 1237 голосов (а ему решительно необходима победа именно в первом туре, поскольку во втором и последующих турах, в силу специфики действующих в Республиканской партии правил, его шансы резко падают), перестала казаться иллюзорной. Однако уже во второй половине апреля, когда борьба переместилась в традиционно левые, а значит менее благоприятные для Теда Круза штаты Северо-востока США, ситуация изменилась самым радикальным образом.
16 апреля Трамп буквально разгромил оппонентов в своём родном штате Нью-Йорк, обеспечив себе голоса 90 из 95 делегатов от этого штата. Спустя неделю он одержал победу ещё в пяти штатах: Пенсильвании, Делавэре, Мэриленде, Род-Айленде и Коннектикуте. При этом впервые в ходе этой предвыборной гонки он набрал существенно больший процент голосов, нежели предвещали ему данные опросов. Более того, также впервые ему удалось во всех этих шести штатах набрать значительно более 50 процентов голосов избирателей. До сих пор его лучшим результатом были 49 процентов, полученные 1 марта в штате Массачусетс, также относящемся к Северо-Восточному региону. Столь высокие результаты могут свидетельствовать о том, что большинство избирателей-республиканцев смирилось с кандидатурой Трампа, считая его по меньшей мере меньшим злом в сравнении с "расколотой конференцией", на которой ни у кого из кандидатов не будет абсолютного большинства голосов и окончательное решение будут принимать делегаты.
Впрочем, как полагает известный американский специалист в области электоральной статистики Нейт Силвер, столь впечатляющие результаты Трампа могут иметь и другое объяснение: довольно часто на выборах, где фаворит известен заранее, этот фаворит набирает значительно больший процент голосов, чем сулят ему опросы, поскольку избиратели, поддерживающие его оппонентов, не видя шансов на победу, просто не приходят на выборы. Возможно, в штатах Северо-востока, где в победе Трампа изначально никто не сомневался, именно это и произошло. В пользу такого предположения говорит, в частности, тот факт, что явка избирателей на праймериз во всех этих шести штатах была крайне низкой. Какое из предложенных объяснений феноменального успеха Трампа в штатах Северо-востока ближе к истине? Ответ на этот вопрос дадут лишь результаты праймериз в оставшихся штатах.
Из тех штатов, что ещё не проголосовали, наибольшее значение имеют Индиана и Калифорния. Эти штаты направляют на общенациональную партийную конференцию достаточно многочисленные делегации, голоса которых могут оказаться решающими при определении судьбы республиканской номинации. Калифорния, за которой закреплено 172 делегата, голосует 7 июня, в последний день, когда проводятся республиканские праймериз. Впрочем, о Калифорнии мы более подробно поговорим в следующем выпуске, сейчас же нас больше интересует Индиана, где праймериз состоятся уже 3 мая. Кандидат, занявший первое место в этом штате, получит 30 голосов делегатов. Ещё 27 голосов делегатов будут распределены по результатам голосования в девяти округах, на которые разделён штат: в каждом округе кандидату, занявшему первое место, будет присуждаться 3 голоса делегатов. Таким образом, суммарно в Индиане будет распределено 57 голосов делегатов.
Учитывая, что Трамп уже заручился 988 голосами (по данным сайта thegreenpapers.com) из необходимых ему для победы в первом туре 1237, именно голоса от штата Индиана могут оказаться решающими. Понимая это, оппоненты Трампа идут на решительные действия. Тед Круз и Джон Кейсик в начале этой недели объявили о заключении своего рода пакта, в соответствии с условиями которого Кейсик сворачивает предвыборную агитацию в Индиане, а Круз, в свою очередь, уступает ему дорогу в Орегоне и Нью-Мексико. Важно здесь даже не столько то, что подобное решение поможет обоим кандидатам более эффективно распределить ресурсы, сколько то, что этот пакт может стать сигналом избирателям Индианы голосовать "тактически", подобно избирателям Висконсина, поскольку Кейсик, отказываясь от борьбы в этом штате, открыто признаёт, что шансы одолеть Трампа здесь есть только у Круза. Соответственно, голоса противников Трампа не будут расколоты, как это неоднократно случалось ранее. Что касается штатов Орегон и Нью-Мексико, то здесь распределение голосов избирателей между Кейсиком и Крузом не столь важно, поскольку в этих штатах не применяется принцип "победитель получает всё", а делегаты распределяются между кандидатами пропорционально набранным голосам избирателей.
Более того, Круз, не дожидаясь окончания сезона праймериз, объявил, что в случае, если республиканская номинация будет присуждена ему, он выберет в качестве кандидата в вице-президенты Карли Фиорину — бизнес-леди, занимавшую одно время топ-менеджерские должности в компании Hewlett-Packard. Фиорина сама принимала участие в республиканских праймериз в качестве кандидата в президенты, но, не добившись успеха, сошла с дистанции. Шаг этот достаточно нестандартный, так как обычно о своём выборе кандидата в вице-президенты кандидат в президенты объявляет лишь после того, как выиграет номинацию своей партии. Однако в этом году избирательная кампания развивается не по привычным канонам, и Круз также решил отойти от устоявшихся правил. К тому же, будучи в положении догоняющего, он просто вынужден играть на обострение. Поступая таким образом, он стремится переключить внимание СМИ с обсуждения своего крайне неудачного выступления на праймериз в Северо-восточном регионе на кандидатуру потенциального вице-президента. Кроме того, живущая в Калифорнии и даже баллотировавшаяся (правда безуспешно) в 2010 году от этого штата в Сенат Фиорина может склонить мнение части своих земляков в пользу Круза, когда до них дойдёт очередь голосовать.
Помогут ли эти шаги остановить неудержимое, как может показаться после его триумфа на Северо-востоке, движение Трампа к республиканской номинации, мы узнаем уже в самом ближайшем будущем.