В Польше разразился чудовищный скандал.
Да что там - скандал!
Подымай выше.
Жанр происходящего можно было бы, пожалуй, даже отнести к классической греческой трагедии (долг, преступление, месть, справедливость, подлинный и мнимый героизм и т.п.), если бы не откровенно истеричные нотки, то и дело нарушающие гармонию сопровождающего хора.

Политические элиты Польши, пребывавшие у власти с небольшим перерывом последние 25 лет и утратившие ее в результате последних выборов, обрели, кажется, достойный символ своей борьбы с новой властью. Символ, правда, не новый, но зато проверенный.

В чем дело?
Да, в-общем, ничего особо неожиданного.
О том, что Лех Валенса сотрудничал с польскими спецслужбами, говорили давно. Но вот вдова бывшего шефа польского ГБ генерала Кищака передала нынешним властям 50 кг. документов, хранившихся у ее ныне покойного мужа, в число которых входят и подлинники доносов Л.Валенсы на его товарищей по работе, а также его письменное согласие сотрудничать со спецслужбами:

"Обязательство.
Я, нижеподписавшийся Валенса Лех, сын Болеслава и Феликсы, родившийся в 1943 году в Попове, повет Липно, обязуюсь сохранять в тайне содержание разговоров, проведенных со мной работниками служб безопасности. Одновременно обязуюсь сотрудничать со службой безопасности при раскрытии и борьбе с врагами ПНР. Информацию обязуюсь передавать в письменном виде, и она будет правдивой. Факт сотрудничества со службой безопасности обязуюсь держать в тайне и не раскрывать ее даже перед семьей. Информацию буду передавать под псевдонимом "Болек".
Лех Валенса Болек"


По этому поводу в Польше (да и за ее пределами) много чего уже было сказано.
В том числе и весьма остроумно, и исчерпывающе.

Но главный аргумент защитников Валенсы сводится более-менее к следующему: Валенса - великий человек. Он сумел пробудить патриотические чувства не только в польских рабочих, но и в спецслужбистах, и в коммунистических деятелях. Даже если он когда-то и давал какие-то расписки, это ничего не значит по сравнению с тем, что с его помощью в Польше был свергнут коммунистический режим и тоталитаризм.

Ну что ж...
Прекрасный был бы аргумент, если бы не одна деталь.
Свержение коммунизма и тоталитаризма осуществляется ведь не как абстрактное упражнение в вакууме, не так ли?
Это все имеет смысл лишь по отношению к людям.
А о людях (о тех людях, на которых он доносил спецслужбам!) Лех Валенса буквально на днях высказался следующим образом:: "Половину людей в этих доносах я помню, они ничего не значили в то время и сегодня ничего не значат".


Без комментариев.

Что же касается "падения коммунистического режима", то именно благодаря, в частности, деятельности Л.Валенсы бывшие номенклатурные деятели Польши, а также спецслужбисты и их потомки остались у власти еще на 25 лет. И вполне комфортно себя там чувствовали: приобрели европейский лоск и политкорректную фразеологию, нашли общий язык с бюрократией Евросоюза... А многие, подобно А.Михнику, фигурирующему на замечательном (но уже снятом из Интернета) видео совместного банкета польских спецслужбистов и лидеров тогдашней оппозиции, нашли общий язык и с нынешним российским режимом.
Гибкость позвоночника с годами, видимо, не теряется.

Ажиотаж бывшей польской политической элиты вполне понятен. Пятьдесят килограммов документов несут в себе большой потенциал дальнейших сенсаций подобного рода.
Кто знает, чьи еще расписки, доносы и тому подобные эпистолярные шедевры будут обнаружены в ближайшем будущем?

Лучше уж сразу как можно громче протестовать против попыток "бросить тень на великое прошлое" и "опорочить национальных героев".
Верно?

Кстати, о героях.
"Расписка" Ярослава Качиньского после беседы в спецслужбах Польши 17 декабря 1981 (начало военного положения):

Перевод:
"Я отказываюсь подписать предложенное мне заявление в связи с его вредным в моральном отношении характером. В то же время заявляю, что не существует правовых оснований, требующих от граждан ПНР подписывать подобного рода обязательства".


А теперь вспомним на минутку о том, как сложилась судьба Ярослава Качиньского (и погибшего президента Польши Леха Качиньского) .
И как - бывшего президента Леха Валенсы.

Нет, я не думаю, что подобные расписки имели решающее значение для того, кто выжил, а кто - нет.

 

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены