Эльдар Рязанов войдет в историю российской культуры как человек, точно поставивший смертельный диагноз коммунистическому эксперименту в России. Я имею в виду фильм "Гараж". Эта картина много убедительнее, чем "Архипелаг ГУЛАГ", свидетельствовала, что СССР обречен. Солженицын в ГУЛАГе доказывал, что советская власть жестока и бесчеловечна.
Но ведь многие жестокие режимы существуют веками. Гораздо менее претенциозный и пафосный "Гараж" убедительно продемонстрировал, что провалилась главная задача, не выполнено непреложное условие проведения коммунистического эксперимента — не создан "новый человек", альтруист и коллективист. В "Гараже" Рязанов показал, что и через шестьдесят с лишним лет после начала советского проекта люди продолжают быть эгоистами и собственниками, что при "социализме", как и при капитализме, ими движут корыстные интересы, а не высокие коммунистические идеалы. Рязанов не пытался давать этому оценку. Он просто констатировал факт.
Без "нового человека" большевистский эксперимент был обречен. СССР, который возник как попытка реализовать коммунистическую мечту, притворявшуюся наукой, оказался нежизнеспособен. Его крах и развал был только делом времени.
Русские радикальные марксисты, в том числе такие выдающиеся люди, как Ленин, Горький, Троцкий, свято верили в то, что если упразднить частную собственность на средства производства и ликвидировать класс собственников, люди изживут собственнический инстинкт и станут коллективистами. Эта практически религиозная вера основывалась на той определяющей роли, которую классы и собственность имели в теории Маркса. Горький прощал большевикам все зверства, дружил с палачами-чекистами, искренне веря, что они переделают человека, пинками выгонят людей из мрака алчности и злобы к свету всеобщей любви и взаимопомощи. Даже Троцкий не мог признать, что, несмотря на то, что в СССР собственность национализирована, а "эксплуататорские классы" уничтожены, социальная психология людей не изменилась и так же, как и до начала "строительства социализма", определяется эгоизмом и конкуренцией (остро критикуя сталинскую систему, он тем не менее не дошел до таких обобщений, это было бы отречением от марксистской веры всей его жизни).
А вот Рязанов убедительно показал, вслед за Булгаковым (для которого эта тема все же была вторична), что москвичи, как и вся Россия, все такие же, как и при "проклятом капитализме", что они не изменились, также любят деньги и собственность, только квартирный, а потом гаражный вопрос их несколько испортили.
Опыт СССР доказал, что экономический базис не определяет социально-психологическую надстройку. А возможно, как раз все наоборот. Генетически обусловленные свойства человеческой личности заставляют людей конкурировать друг с другом за материальные ресурсы, власть, престиж и даже иногда за гаражи :). Вся история человечества и рязановский фильм доказывают это.
Коллективистский, эгалитарный социальный идеал умер вместе с советским проектом. Что же вместо него? Тот же рязановский "Гараж" демонстрирует не только нежизнеспособность коммунистического альтруизма, но и попытку демократического рационального распределения ресурсов. Новым социальным идеалом информационной эпохи может стать свободное творческое сотрудничество и конкуренция, собственность творца на свое имя, время и плоды своего труда (не путать с копирайтом и брендом), без эксплуатации и подневольной работы ради материального выживания.
После "Гаража" СССР не просуществовал и двенадцати лет. Рязанов поставил больному диагноз, а Горбачев с Ельциным при поддержке интеллигенции и значительной части населения провели операцию по эвтаназии умирающего.