Удивительный факт.
Судя по высказываниям российских СМИ, а также представителей российских политических элит – вплоть до самых кремлевских высот – личность "спонсора мирового терроризма"(с) в этих кругах уже как бы установлена. Саудовский режим, похоже, был назначен на эту роль не нынче вечером и не вчера утром, а уже некоторое время назад. Впрочем, о традиционном российском способе решения проблемы "висяков" (в том числе и многолетней давности) тоже уже говорилось.
Учитывая такое пристальное внимание к событиям, происходящим в арабском мире, особенно странно, что внезапно во множестве расплодившиеся российские "специалисты по Ближнему Востоку" до сих пор не привлекли ничьего внимания к нескольким простым фактам, находящимся в публичном доступе.
Факт номер один (доступный в англоязычной Вики): в Саудовской Аравии существует шиитское меньшинство, составляющее примерно 10-15 % подданных этой страны и компактно проживающее в Восточной Провинции (см. карту, цифра 9). На территории этой провинции шииты составляют около 80% населения.
Факт номер два (наглядно наблюдаемый по ссылке и на карте ниже): бОльшая часть нефрепромыслов Саудовской Аравии расположена на территории Восточной Провинции, и именно в местностях, компактно заселенных шиитским меньшинством. Мысленно сопоставляем эти две карты и делаем выводы.
Собственно, если присмотреться к карте инфраструктуры газо- и нефтедобычи в регионе Персидского залива, то вполне явственно прорисовывается не вполне правильная дуга, охватывающая залив с юго-запада, переходящая на северо-восток, оканчивающаяся в Иране и более-менее совпадающая именно с районами компактного проживания шиисткого меньшинства в регионе. Известная, как "шиитский полумесяц" (Shi'a Crescent).
Факт номер три: просто так, чтобы лишний раз не вставать. С недавнего времени Иран является союзником России в геополитическом раскладе на Ближнем Востоке.
(Кстати, запутанную историю сирийского конфликта желающие могут освежить в памяти за пять минут благодаря вот этому популярному ролику.)
Возвращаясь же к стратегическому партнерству Ирана и России, возможно, имеет смысл подчеркнуть, что для мусульман-шиитов всего мира, где бы они ни проживали, Иран является несомненным средоточием духовной власти, и именно к иранской духовной иерархии шииты всего мира обращаются как к высшему авторитету во всех областях жизни: начиная от религиозных вопросов и заканчивая проблемами социально-политического устройства общества. Пример Исламской революции 1979 г. наглядно продемонстрировал эту схему в действии в самом Иране, но она ничем принципиально не отличается и для других шиитских общин.
Нужно ли объяснять, что произойдет, если серьезный и давний конфликт между шиитским меньшинством Саудовской Аравии и правящим режимом разгорится с новой силой и выльется в открытое противостояние?
Смотрим еще раз на карту нефтедобычи в регионе и делаем выводы.
А что произойдет, если Россия – как теперь можно предположить – начнет активные военные действия против предполагаемого "спонсора глобального джихада", в то время, как Иран будет поддерживать "законные требования шиитов Саудовской Аравии"?
Кстати, о спонсорах терроризма.
Пожалуй, нельзя найти государства, более щепетильного и скрупулезного в том, что касается мирового терроризма и его спонсоров, чем Израиль. Зная, как хорошо поставлена в Израиле разведка самого разного профиля и уровня, трудно предположить, что руководство этой страны не в курсе того, откуда финансируются по крайней мере наиболее серьезные террористические организации. Представить себе Израиль, заключающий союз с уличенным "спонсором глобального джихада" трудно, если не сказать – невозможно.
Так какие выводы можно сделать о создающемся на наших глазах союзе Турция – Израиль – Саудовская Аравия? Собственно, мысль о том, что в ситуации, когда Иран получил откровенную поддержку США в ущерб интересам "традиционных союзников" в регионе – Израиля и Саудовского режима – альянс этих двух стран не кажется странным уже практически никому.
В принципе, в свете всех этих простых фактов союз Россия – Иран – режим Асада уже тоже не вызывает никаких вопросов. И с этим альянсом тоже практически все ясно. Кроме, разве что, одного: когда и на каких условиях Россия и Иран разменяют-таки [пешку] Асада. Потому что в том, что это рано или поздно произойдет, сомнений быть не может.
! Орфография и стилистика автора сохранены