Одно уважаемое издание недавно обосновало отказ от публикации одного моего материала тем, что он был посвящен событиям очень старым – двухдневной давности. Не пытаясь оправдаться, что иногда события для их осмысления требуют и более длительного времени, спешу исправиться – пишу о событии совсем свежем.
О гневной обиде нашего Чаплина (не Чарли) на нашего Иванова (Сергея Борисовича – главы совета по взаимодействию с религиозными объединениями, то есть с баптистами, буддистами, мусульманами, староообрядцами, саентологами, кришнаитами, ну, и там среди прочих и РПЦ МП – в общем, со всеми религиозными объединениями, ну, вы поняли) за то, что его, Всеволода Анатольевича Чаплина, председателя комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, действующей в рамках вышеупомянутого совета, на заседание совета не позвали и в гармонизации на сей раз поучаствовать не дали. Обнесли, в общем, приглашением.
Событие, безусловно, важнейшее. Иначе бы я, за недостатком времени редко зарывающийся дальше домашних страниц крупнейших сетевых СМИ, о нем бы и не узнал. Но в данном случае зарываться глубже нужды нет. Отповедь протоиерея обидчикам то же самое СМИ опубликовало на первой полосе.
В чем же обиженный видит причину такой дискриминации? Он говорит об этом нелицеприятно. Хотя и не без витиеватости. Ему хотят заткнуть рот. Чтобы не так громко звучало его требование гармонизировать межнациональные отношения в виде "Россия для русских". В смысле для "русских по паспорту": для ивановых и петровых, а не для всяких там шевченок и доренок, не говоря уж про всяких там шапир и прочих чукмеков. И чтоб добавочным свидетельством русскости считать принадлежность к РПЦ МП. То есть полная гармония, как я понял Всеволода Анатольевича, это когда есть граждане первого сорта – чада РПЦ МП по фамилии ивановы и петровы, граждане второго сорта – ее же чада с менее этнически благозвучными фамилиями, ну, и так далее – вы примерно можете представить себе, как должна выглядеть такая гармония по-чаплински.
Это не только его требование – это важно для очень многих людей. Так что не корысти ради. А токмо волею пославших... Переведу на русский язык и это: в данном случае почтенный иерарх РПЦ МП выступает в качестве рупора черносотенцев, самой низкой в духовном отношении части паствы РПЦ – духовного арьергарда общества: тех, кто за неимением иных дел и достоинств мечтает об установлении в 21-м веке нацистско-клерикальной диктатуры, которой в истории человечества (не только России), сколько мне хватает памяти, не было вовсе.
Что сказать на это? Каждый выбирает для себя... И будь он хоть на мизинец верующим, протоиерей просто побоялся бы, поостерегся бы заниматься такими делами. Он ведь, в отличие от группы, чьи мнения он взялся озвучивать, человек неглупый. И более-менее представляет, чем именно он занимается, и что за подобные занятие ожидает его по православным поверьям. Но мой герой, конечно же, сам в те глупости, которые он проповедует, не верит – он, повторяю, человек неглупый. А просто занимает определенную политическую позицию. Кто-то же должен представлять и черносотенцев. Как им без представительтва?
Но меня интересует совсем другой вопрос. Вопрос о пользе и вреде для русского народа от деятельности протоиерея и представляемой им группы. И вот здесь я должен сказать совершенно прямо и без всякой витиеватости – эта деятельность крайне вредна. Она является антирусской или, если хотите, русофобоской, так как способствует росту страха перед русскими – вплоть до развития фобии "Русские идут! Прячьтесь". И как таковая деятельность такая должна быть народом, обществом резко ограничена. Причем не только в форме неприглашения на президентские советы, но и в еще более строгих формах. Например, в таких, как это делали коммунисты брежневского призыва. (К мерам, которые принимал к подобного рода активности великий Сталин, я не призываю – не убий.)
Но дело здесь не только в русофобии. Такие попытки имеют своим немедленным следствием расщепление народного тела – реального, а не мифического этнического единства. Здесь мы видим ошибку, становящуюся преступлением. Дело в том, что наше единство – это единство языка, культуры и, что еще важнее, единство судьбы. Причем, не столько судьбы бывшей, сколько судьбы будущей. Судьбы, которая проявляет себя на психическом плане как очень смутное общее чувство – нечто кажущееся совсем эфемерным, но которая, тем не менее, является не только реальной, но и мощнейшей, надежно защищенной от любых наших попыток "брыкаться" силой, управляющей нашей жизнью.
Ни фамилии, ни формы носов, ни цвета глаз, и уж точно ни наши отношении друг к другу не могут отменить этого единства. Мне, например, крайне несимпатичны черносотенцы. Как и я – им. И я дорого бы дал, чтобы не принадлежать с ними к одному народу. Я хотел бы, чтобы мой народ целиком и полностью состоял бы из блоков, андреевых (отца и сына), гумилевых (отца и сына), пастернаков, толстых, чеховых и пушкиных. Но что толку в моих желаниях и нежеланиях? Когда есть в моем народе и чаплины, и гундяевы, и кадыровы, и шойгу, и януковичи, и лукашенки, и назарбаевы, и каримовы – и кого только нет... Что я могу с этим поделать? Объявить тех, кто мне не нравится, инородцами? Можно, конечно. А какой смысл? Когда они все равно останутся моим народом? Мы скованы такой цепью, которую разрубить (да, и то не всегда, совсем не всегда) может только смерть. А до этого эмигрируй, не эмигрируй – ничего не получится. Как писал на еврейском языке умерший в Нью-Йорке великий русский писатель Соломон Наумович Рабинович, творивший под псевдонимом Шолом-Алейхем, душу не выплюнешь.
Мы не "гражданская нация". Это такая же глупость, как и "дорогие россияне". Мы один народ, который весь мир называет Russians, а мы сами никак не называем. Потому что своего единства не понимаем – для этого нужно посмотреть на нас издалека. А мы в большинстве своем отечества не покидаем и видеть себя со стороны не можем. То, что этот курносый, а этот горбоносый – видим. А больше – ничего. Только мы не собаки разных пород – мы люди. И наша общность определяется не экстерьером. А глубинным психологическим сходством, по отношению к которому даже единства языка и культуры вторичны.
Наше национальное (народное) самосознание находится на уровне пренатальном. Оно еще не родилось. Его еще просто нет. Оно еще только собирается родиться. И тем страшнее попытки присыпать родовой канал рафинадом, чтобы выманить ребеночка на сладкое, или набивать рот роженице щетиной, или подвешивать ее верх ногами к потолку...
Те же, кто такие попытки предпринимает, искренне надеясь с их помощью облегчить роды, должны быть ограничены в свободе действий. Даже когда эти люди искренние. И тем более – когда они просто пытаются поднакопить политический капиталец, играя на чувствах темной толпы.
Иначе мы получим то, что получаем ужЕ – искалеченного младенца с изрезанной головой.
! Орфография и стилистика автора сохранены