Ездил вчера с командой волонтеров РПР-ПАРНАС в город Буй, примерно в 100 километров от Костромы. Тяжелое впечатление, честно говоря.
По пути сто раз пожалел, что решили ехать на машине. Хуже дороги я еще не встречал. Как после бомбежки — это не метафора. Огромные ямы и колдобины на протяжении всего пути, причем объехать их невозможно. Двигаться приходится со скоростью 50 км/час — иначе подвеска автомобиля там же и останется.
В самом Буе дороги немного лучше, но тоже в ужасном состоянии. Не ремонтируют их годами. Выбоины на дорогах заделывают — вы удивитесь — кирпичом. Первый раз такое видел. Город выглядит депрессивно: в ужасном состоянии подъезды, дома осыпаются. Ежегодно население 24-тысячного Буя сокращается примерно на 500 человек.
Провели несколько встреч с избирателями: на рынке, центральной площади, во дворах домов, где живут сторонники оппозиции (они помогали собирать людей на встречи).
Люди рассказывают о своих проблемах: нищета, нет работы, коммунальный грабеж. Жалуются, что единственное в городе родильное отделение по выходным не работает. Если вам не повезло рожать в воскресенье, придется ехать по разбитым дорогам в другой город.
Власть местную — презирают. Главу города обвиняют в том, что он захватил все: торговые центры, коммунальные компании. На каждой встрече в адрес городской администрации звучали слова "мафия", "бандиты", "спрут".
Про Путина люди говорят нейтрально, воспринимают его просто как человека с экрана, телезвезду. Кто-то говорит, что он только внешней политикой занимается, забыв о внутренних проблемах. Кто-то надеется достучаться до президента через ежегодную прямую линию и попросить уволить мэра. Но в целом отношение, как и 150 лет назад: до неба высоко, до царя далеко.
К оппозиции отношение ровное, никакой агрессии. О нашей программе слушают с интересом. Поддерживают идею перераспределения налогов в регионы, нравится идея привязки тарифов ЖКХ к независимому аудиту коммунальных компаний. Но при этом мало кто верит, что есть шанс на перемены. Апатия невероятная.
Впрочем, многие благодарили за то, что я приехал и хотя бы выслушал их проблемы. Местами даже трогательно было: во время одной из встреч я немного продрог, избирательница сходила домой за кофтой и укрыла меня.
Несмотря на апатию, уверен, что оппозиция может показать в Буе достойный результат. Будем здесь работать и поднимать людей.
! Орфография и стилистика автора сохранены