В Новосибирской области прошли праймериз Демократической коалиции для участия в сентябрьских выборах в Законодательное собрание. Часть демократических сил уверена – есть регионы, где успех на выборах возможен, и за них нужно бороться. Другие оппозиционеры считают, что вероятность победить противника, который не собирается играть по правилам и будет давить админресурсом, стремится к нулю. Что дает оппозиции участие в выборах, почему не надо бояться проиграть, зачем анархисту идти во власть и могут ли перемены начаться с одного региона, корреспондент Каспаров.Ru обсудил с тремя победителями новосибирских праймериз: главой местного отделения РПР-Парнас Егором Савиным, основателем "Монстрации" художником Артемом Лоскутовым и предпринимателем в сфере IT-технологий Сергеем Бойко.

Праймериз - только первый этап на пути к местному парламенту. Кандидатам предстоит собрать подписи, чтобы пройти регистрацию и достучаться до избирателей. Возможно ли это при отсутствии четких прозрачных выборных механизмов? Все три кандидата уверены – при любом результате участие в выборах пойдет оппозиции на пользу.

Егор Савин (Источник: личная страница в Facebook)

"Отчасти я согласен со скептиками: в условиях отсутствия демократии и свободной конкуренции участвовать в выборах трудно – кандидатов снимают, партии не регистрируют и так далее. Но мы все равно должны пытаться, потому что это один из способов донести до избирателей информацию о наших идеях, целях, планах по изменению страны", — говорит Савин. Он уверен, что это удастся, даже если оппозиционеров снимут или попытаются на них давить другими методами.

Лидер новосибирского отделения РПР-Парнас, считает, что если список Демкоалиции зарегистрируют, у нее будут стопроцентные шансы провести в Заксобрание области нескольких депутатов.

"Я допускаю, что, если речь идет не про исполнительную, а про законодательную власть, можно добиться успеха", — несколько осторожнее высказывается Бойко. Еще одна причина участвовать в выборах, по его мнению – необходимость показать, что оппозиция способна к конструктивным действиям.

"Оппозицию часто упрекают в том, что она не идет во власть законными методами, но при этом постоянно критикует правительство. Участие в выборах позволяет показать, что оппозиция готова к конструктивной повестке. Кроме того, если оппозиционеров снимают с выборов, это дает возможность продемонстрировать избирателям, что дело не в том, что мы не участвуем, а в том, что нас не пускают", — замечает Бойко.

Лоскутов раньше не участвовал в выборах (не считая выдвижения в Координационный совет оппозиции), но сейчас решил попробовать. "Многие ждали, что массовый выход людей на митинги приведет к какому-то результату. В 2011 и 2012 году нам посчастливилось этот массовый выход понаблюдать, но хороших результатов нет. Поэтому появилась потребность в новых стратегиях. Под лежачий камень вода не течет", — отмечает художник.

Однако трудно не заметить, что участие в выборах далеко не новая идея, а многие считают ее и вовсе устаревшей в ужесточившихся условиях. Тем не менее, Лоскутов уверен, что нынешняя попытка отличается от прежних.

"Да, в 2011 году многие и я тоже, поддерживали стратегию: "любая партия кроме "Единой России", но получилось еще хуже, чем было. Потом в Новосибирске выбрали мэра-коммуниста, и его тоже не назовешь особенной удачей для города. Но это все были, в общем-то, системные политики. Возлагать надежды больше было не на кого. Нужны новые люди, и, по-моему, механизм, который предложила Демкоалиция, может сработать", — полагает Лоскутов. Он отмечает, что предложенная альянсом модель позволяет упростить сбор подписей. По мнению политика, без нее ему едва ли удалось бы справиться с этой задачей.

Еще один довод противников участия в выборах – блокирующий все возможности перевес прокремлевских голосов в Заксобрании почти при любом раскладе на выборах. Если Демкоалиция преодолеет пятипроцентный барьер (Бойко отмечает, что это уже будет победой), то в Заксобрание попадут два-три оппозиционных депутата из 76.

"Преодоление пятипроцентного барьера дает как минимум двух депутатов. Каждые два с половиной процента добавляет еще одного оппозиционера",

— напоминает Лоскутов.

Савин уверен, что даже два-три человека смогут многое изменить. "Гарантия, конечно, не стопроцентная, но очень высокая. Когда один депутат выдвигает разумную, здравую идею, остальные депутаты смотрятся очень некрасиво и теряют рейтинги, если они с ней не соглашаются.

Поэтому они, может быть и нехотя, но все равно будут склоняться к здравым предложениям, которые мы будем выдвигать",

— полагает он.

В связи с этим все трое вспоминают пример Бориса Немцова – единственного оппозиционного депутата в Ярославской областной думе. "Он показал, что даже один депутат может работать и быть эффективным. Немцов добился снятия весьма одиозного зама губернатора, разоблачил ряд коррупционных схем, что позволило казне сэкономить миллиарды рублей", — приводит пример Бойко.

Бойко подчеркивает, что депутат обладает законодательной инициативой. "Можно выносить законопроекты, которые общество поддерживает, но сейчас они не попадают ни в региональный, ни в федеральный парламент. Их, может быть, и не примут, но это позволит привлечь внимание к проблемам, обсуждать их", — развивает он свою мысль. Бойко напоминает кампанию "Партии прогресса" по ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, и то, что ее не пустили в Госдуму, чтобы не допустить широкого обсуждения.

"Если вносить подобные инициативы, общество начнет задумываться, почему "Единая Россия" не хочет принимать такие законы", — уверен предприниматель.

Бойко напоминает, что у Заксобрании также есть контрольная функция. По его мнению, мандат может стать инструментом для борьбы с коррупцией.

"Депутат имеет доступ к формированию тарифов, к закупкам, к разным другим нормативным документам исполнительной власти, которые можно смотреть и находить всякие интересные вещи",

— подчеркивает он.

Бойко считает, что одна из основных задач кандидатов – "преодолеть синдром выученной беспомощности". Его не пугает возможное недоверие к "новому лицу". "Избиратели уже устали от одних и тех же лиц, поэтому, если и есть какая-то настороженность по отношению к новым кандидатам, то она пропадает, если говорить с людьми. Надо объяснить, что если люди новые, у них что-то не получится, но что-то и получится. А вот если как раньше голосовать за "Единую Россию", то точно ничего не выйдет", — замечает Бойко. Сложнее, по его мнению, привлечь и убедить избирателей-скептиков, что Демкоалиция сможет преодолеть пятипроцентный барьер. Но кандидат намерен работать над этим.

 Сергей Бойко (Источник: личная страница в Facebook)

Не страшатся участники Демкоалиции и "эха" прошлого не слишком удачного новосибирского опыта – выборов мэра. Тогда часть оппозиционеров консолидировалась вокруг члена КПРФ Анатолия Локтя, но сейчас многие недовольны и отмечают усиление давления на инакомыслящих.

Савин считает, что разочаровавшихся в выборах можно переубедить, ведь речь идет о разных силах. "Моя позиция по поводу Локтя изначально была скептичной, я говорил и писал, что это никакой не оппозиционный кандидат. Я не строил иллюзий, что с его приходом что-то изменится. Наоборот, я ждал закручивания гаек, предполагал, что он захочет прогнуться перед федеральными властями", — отмечает Савин. Он готов переубеждать скептиков — встречаться с людьми, рассказывать о программе Демкоалиции, отвечать на вопросы.

В отличие от него Бойко полагает, что прецедент избрания Локтя, наоборот, увеличивает шансы Демкоалиции. "Благодаря возможности собраться и проголосовать не за того, кого нам навязывала власть, многие поверили, что можно что-то изменить. Да, может быть, Локоть оправдал не все надежды, оказался не совсем той фигурой, которую ждали, зато мы смогли изменить хотя бы что-то.

Какие-то инициативы принимаются потому, что коалиционный мэр позволил ряду представителей либерального крыла попасть в мэрию.

К тому же, он мэр только год, а это хоть и не совсем маленький, но и не большой срок, и делать окончательные выводы пока рано", — уверен политик.

Несмотря на все "но", Лоскутов оптимистично оценивает шансы Демкоалиции и напоминает, что протестное голосование в Новосибирске очень распространено.

"Единая Россия" в Новосибирске на выборах в Госдуму не заняла первое место, их результат был ниже, чем у КПРФ. "Единая Россия" проиграла выборы мэра. Люди так голосовали не потому, что они любят коммунистов, а потому, что хотят таким образом выразить протест. Выбирать было особо не из кого. Если появится какая-то новая симпатичная избирателям сила, вполне возможно, что голоса достанутся ей", — уверен он.

Однако художник видит другие подводные камни. Главный барьер, по его мнению – непрозрачны механизм принятия подписей избирательной комиссией. Есть и потенциальный соперник на том же электоральном поле – "Яблоко", от которого выдвигаются бывший директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, уволенный из-за скандала вокруг постановки оперы "Тангейзер", Борис Мездрич и бывший заместитель министра экономики России (1995—2000), бывший член Совета Федерации (2001—2004) Иван Стариков.

"Возможно, демократические голоса поделятся на две части. С этой точки зрения власти даже выгодно допустить Демкоалицию до выборов",

— замечает Лоскутов.

Бойко также верит в успех и считает, что он зависит вовсе не от того, насколько "оппозиционно" настроены люди. "Мы же не про Украину и Крым рассуждаем, когда говорим о заксобрании Новосибирска. Тут главные темы – дороги, ЖКХ, коррупция на уровне области. Это то, что волнует большинство населения. Другое дело, удастся ли нам донести до людей свою повестку в условиях отсутствия рекламы в СМИ и равного доступа к аудитории.

Вопрос не в том, сколько людей поддерживает оппозицию, а в том, скольких людей мы сможем информировать",

— уверен политик.

По его мнению, предложения Демкоалиции близки большинству жителей Новосибирской области. "Борьбу с коррупцией поддерживает 90% граждан, то, что дороги надо чинить по гарантии, если она была в договоре, а не за счет новых средств, поддерживают все", — замечает Бойко.

Савин отмечает, что уже сейчас, благодаря праймериз, выросло количество активистов. "О праймериз писали СМИ, я получал много звонков и сообщений в соцсетях. Чувствуется поддержка, люди хотят, чтобы мы выдвигались", — рассказывает он.

Кандидатам еще предстоит вырабатывать или дорабатывать программу, но ряд ключевых вопросов они уже выделили. Так, все трое уверены, что необходимо вернуть прямые выборы глав муниципалитетов.

"Никаких назначенцев на уровне городов Сибири быть не должно. Местная власть – наиболее близкие к людям управленцы, очень важно, чтобы они были подотчетны населению.

Мы очень любим поговорить про федеральную повестку, но, на самом деле, то, как мы живем, в большой степени определяется местной, а не федеральной властью", — замечает Бойко.

Все трое уверены – надо перераспределить налог на доходы физических лиц. "Нужно перераспределить финансовые ресурсы в сторону муниципалитетов. В частности, налог на доходы физических лиц, должен большей частью оставаться там, где он зарабатывается, сейчас же 75% этого налога уходит в региональный бюджет. Кроме того, необходимо обратить большое внимание на проблемы медицины и образования, перераспределить бюджетные средства от чиновников в эти сферы", — говорит Савин.

Лоскутов напоминает, что три года назад снял фильм о проблеме несправедливого распределения средств между регионами и федеральным центром. "В Сибири добываются все ресурсы, деньги от них поступают в Москву, а обратно не возвращаются, не поступают в инфраструктуру, и регионы не развиваются. Когда в Новосибирске изменили соотношение в распределении одного единственного налога, город потерял десятую часть бюджета, она ушла в область. Нехватка денег влечет за собой отсутствие нормальной работы и отсутствие нормального жилья – базы, которая жизненно необходима, и которая лежит в основе местной экономики. Эту сферу можно бесконечно улучшать, особенно в Новосибирске", — уверен Лоскутов.

Артем Лоскутов (Источник: bbc.com)

Но проблемы региона не сводятся только к экономическим.

"Если говорить не о базе, а о надстройке, то главное – душная атмосфера в Новосибирске. Он приобрел славу столицы мракобесия.

По крайней мере, у его жителей есть такое ощущение из-за вторжения консервативных кругов, православных активистов, Русской православной церкви в виде очень активного местного митрополита Тихона в культурную сферу. При этом в поддержку свободы творчества кроме обычных людей – жителей города, блогеров – не выступает никто. Нет поддержки ни от депутатов, ни от чиновников", — подчеркивает он.

По мнению Лоскутова, нужно решить проблему с вторжением "православных активистов" во все возможные вопросы от проведения рок-концертов до репертуаров театров. "Местная власть с этим не справляется, пытается самоустраниться.

В городе происходит настоящее хулиганство. Спортсмены нападают на охрану клубов и выставочных площадок и срывают мероприятия, а полиция бездействует.

Эти люди называют себя то православными активистами, то антимайданом, а на самом деле это спортсмены из клубов, которые принадлежат депутату-единороссу местного облсовета", — рассказывает он.

В свою очередь, парламентарий может послать официальный запрос в бездействующую структуру или принять соответствующий закон. "Например, о защите чувств атеистов в Новосибирской области. Можно признать "Монстрацию" культурной ценностью Новосибирской области, и запретить любые посягательства на нее и приход туда полиции", — шутит Лоскутов.

"Я 11 лет занимаюсь в Новосибирске деятельностью, которая находится на грани между художественным активизмом и общественной работой. Например, "Монстрация". Она раскрепощает людей, снимает внутренний барьер, не дающий высказаться.

С одной стороны, это художественная практика, а с другой, один из ее результатов в том, что люди начинают участвовать в общественной жизни. Наигравшись в "Монстрацию", они защищают оперный театр.

У меня есть общественный вектор, по которому я двигаюсь, но его, конечно, еще нужно упаковывать в избирательную программу", — признается Лоскутов. Он единственный из кандидатов, не придерживающийся либеральных ценностей.

"Я человек левых взглядов, близких к анархизму. Они в принципе мало вяжутся с идеей представительной власти и походом в депутаты, но, тем не менее, я в этом участвую", — рассказывает он. Лоскутов объясняет, что сейчас левые неактивны.

"Я вижу идеализм без практики. Можно быть последовательным левым, который тщательно лелеет свою левизну, но именно из-за этого ни в чем не участвовать, ничего не делать. Мне это кажется ошибкой. Если возникает процесс, который может привести к заметным результатам, его стоит поддержать", — уверен он. Кроме того, деление по политическим взглядам в нынешней ситуации не главное, полагает Лоскутов.

"У партий, которые сейчас присутствуют в Госдуме, формально разные взгляды, но голосуют они почти одинаково, и предлагаю одновременно одну и ту же людоедскую чушь. В этом смысле, мне кажется, что партийные взгляды вообще ничего не значат в нынешней России. Разница между условным коммунистом и условным единороссом мне непонятна.

Сейчас на самом деле существует более простой водораздел: люди, которых устраивает сложившийся порядок, и люди, которых эта система не очень устраивает.

В этом плане Демкоалиция из второго лагеря. Они выступают за сближение с Европой, честные суды, сменяемость власти и так далее. В этом плане я с ними, а не с властью", — поясняет он.

От коллег по Демкоалиции Лоскутов отличается не только взглядами, но и подходом к агитации. Он обещает, что в ходе его избирательной кампании будут новые художественные акции. Забавные арт-ответы противникам появились уже в ходе праймериз. "Было сшито "лоскутово одеяло". У него есть предыстория: в городе появились НОДовцы (участники прокремлевского Национально-освободительного движения – прим. Каспаров.Ru), которые приходили на каждое оппозиционное мероприятие по поводу праймериз с плакатом про то, что Навальный и Касьянов "под пологом лоскутова одеяла" пытаются "раскачать беспредел по России". И это одеяло материализовалось", — смеется он.

Однако оппозиционеры в Новосибирске сталкиваются не только с пропагандистскими плакатами. Савину ранее поджигали автомобиль, ему и его жене неоднократно угрожали. Все три оппозиционера в этом смысле настроены серьезно.

"Я уволился из компании, где работал (до 2015 года Бойко был директором новосибирского филиала телеком-оператора "Авантел"— прим. Каспаров.Ru), чтобы не ставить ее под угрозу. Я не исключаю, что на меня будут давить. Все активные представители оппозиции так или иначе с этим сталкиваются, но тут трудно что-то предполагать – будем действовать по ситуации. К возможному давлению мы все готовы", — замечает он.

 

Алексей Бачинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter