Для определения типажа, столь распространенного в России, в последнее время появился термин "ватник". Термин чрезвычайно удачный, но далеко не исчерпывающий, ибо дает явление лишь в сиюминутном срезе, тогда как корни его уходят далеко за пределы путинской России и Совка.
Те, кто хочет это подчеркнуть, говорят о "русских" вообще, употребляя также уничижительные прозвища: "кацапы", "москали". Что носит расистский оттенок: в конце концов Муравьев-Апостол, Герцен, Бакунин, Милюков и Сахаров тоже были русскими.
Я могу порекомендовать термин, который указывает на исторические корни явления безо всяких расистских коннотаций. Термин этот – "московиты" и "московитство".
Кто такие московиты?
Прежде всего, московиты – это анти-европейцы. В XIX веке для обозначения явления употребляли неточный термин "татарщина", в недавнее время говорили "совок".
Буквально, как известно, "московит" – это обозначение допетровских русских в Европе.
Сталкиваясь с русскими, европейцы, естественно, фиксировали внимание не на том, что их сближает, а на том, что отдаляет и противопоставляет. Оно и понятно: грубо говоря, ведь путешественник не станет отмечать, если за столом едят ножом и вилкой, но обязательно отметит, если едят руками; не отметит, если сморкаются в платок, но отметит, если сморкаются на пол. В результате сложился стереотип московита как анти-европейца. Варвара грубого, невежественного, ограниченного, лживого и лукавого, ксенофобного и агрессивного; лишенного начал воспитания и науки, в религии понимающего только внешнюю обрядовую сторону, враждебного свободе и человеческому достоинству прирожденного раба, боготворящего власть и постоянно висящий над ним knut. Кажется Гербертштейн писал, что мол русские так любят рабство, что даже пряники делают в виде ярма.
Этот примерно комплекс качеств мы и будем называть московитством. Разумеется, допетровская жизнь не сводилась к московитству; так, одновременно с московитом Иосифом Волоцким жил вовсе не московит Нил Сорский; был Филипп Колычев, был протопоп Аввакум, был Ордын-Нащокин, был наконец в Смутное время первый русский западник и обличитель московитства князь Хворостинин. Но мы говорим же не о реальной жизни во всем ее многообразии и противоречивости, а именно о присущем ей явлении.
Хотя истоки московитства историк найдет у Андрея Боголюбского и Александра Невского, первым полноценным московитом был несомненно Иван Калита. При Иване III московитство сложилось окончательно и с покорением Новгорода стало царить безраздельно, чтобы достичь истинного расцвета при его внуке. 100 лет спустя после Грозного, украинцы принялись разъедать московитство с помощью грамматики, риторики и пиитики, а также архитектуры барокко. Потом Петр боролся с московитством московитскими методами. Потом Елизавета выучила московитов французскому языку, а Екатерина преподала уроки вежливого обхождения и человеческого достоинства, а также научила понятиям "депутат", "собрание" и "выборы" (покамест только дворянские) . Впрочем, с тех пор как московитов перестали пороть (в 1762 году – я говорю о дворянах) – они перестали быть полноценными московитами и среди них, сначала штучно, начали рождаться русские европейцы. В 1825 году московитство перешло в наступление уже в европейских одеждах; после 30-летия николаевского царствования вновь отступило; и как раз в тот момент, когда начало казаться, что Россия окончательно превращается в европейскую страну – грянул 1917 год, который поначалу показался торжеством европейских начал, а в результате привел к восстанию архаики столь глубокой, что свергнутая архаика феодально-бюрократического толка казалась по сравнению с ней чем-то чрезвычайно прогрессивным.
Большевизм дал московиту Ленина вместо Бога, Сталина вместо царя и Третий Интернационал вместо Третьего Рима. В 1945 году Сталин, подняв тост за "великий русский народ", вновь сделал актуальным дискурс исконно-посконного московитства. С этого-то момента история прямиком устремилась к нынешним колорадским ленточкам (кстати ведь Сталиным также и возрожденным). В 1945 году родился наш современник Ватник, которого можно считать московитом, прошедшим стадию совка.
Назвать зло – значит наполовину победить его. Зло будет побеждено, когда Россия Марфы Посадницы, митрополита Филиппа Колычева и Герцена сокрушит наконец Россию Ивана Грозного, Николая Палкина и Сталина.
Будем надеяться на это.
! Орфография и стилистика автора сохранены