Разговаривал долго с журналистом, который для New York Times пишет историю про фабрики троллей и ботов. Он задавал много всяких вопросах о нашей повседневности, и ответить на них было очень полезно - получился взгляд на повседневность со стороны, и подумалось о многом таком, о чем обычно не задумываешься.
Вот, например, такой наивный вопрос: "Я почитал много того, что они пишут, но неужели это может кого-то в чем-то переубедить? Для чего это все вообще?".
Мы ведь обычно об этом и не задумываемся. Мы просто живем в этом; это все - есть. Мы привыкли знать, что на каждый настоящий пост и коммент будет 100 фейковых, натренированный взгляд умеет их не замечать, как давно уже не замечает баннерную рекламу. Так зачем?
Я ответил так: "Конечно, тексты, которые распространяют фабрики троллей, не обладают способностью кого-то переубедить. Но тех, кого надо переубедить - их и немного. Около половины россиян все еще не пользуются интернетом каждый день; а из тех, кто пользуется - более 80% используют его для онлайн-игр, дейтинга и мессенджеров, но интернет не стал для них первичным источником новостей, информации о том, что происходит в стране и в мире. Таким образом, 90% жителей страны формируют информационную картину мира, опираясь, прежде всего, на федеральные каналы телевидения, полностью подконтрольные власти. Но вот кто-то сталкивается с той или иной несправедливостью в реальной жизни, а кто-то просто из любопытства хочет узнать что-то о взглядах и деятельности оппозиции, а кто-то случайно натыкается на политические новости в интернете... - что он там увидит? Что даст поиск по слову "Навальный", какие будут хэштеги в топе соцсетей, с чем впервые столкнется человек, не имеющий опыта в критическом просеивании каждого написанного в интернете слова? С вероятностью 99% первый политический контент, с которым он столкнется в интернете - это будет контент, который продуцируют прокремлевские ботоводы. И о нет, эти вонючие кучи дерьма никого не сагитируют, их задача не в этом - они надолго и основательно отобьют желание лезть дальше, узнавать больше, разбираться в чем-то. Для этого они существуют: чтобы читатель плюнул, закрыл окошко браузера и вернулся в объятия Первого канала".
Мы разговаривали около часа, и в конце мой собеседник вздохнул: "Пока я не очень понимаю, как вообще обо всем этом можно написать так, чтобы мой читатель не покрутил пальцем у виска в полном неверии в то, что мир, в котором вы живете, возможен".
! Орфография и стилистика автора сохранены