Так получилось, что последний воскресный вечер, когда "Вести недели" с Дмитрием Киселевым подводят итоги своего семидневного присмотра над поднадзорной планетой, пришелся на 8 марта. Поэтому первый сюжет был, естественно, о Международном дне женщин.

Всякий, кто хоть немного знает, как устроено российское телевидение, сможет безошибочно угадать, кто был главным героем сюжета, посвященного женскому дню. Ну конечно! Практически весь кусок программы, в котором речь шла (или должна была идти) о женщинах, на экране был В.В. Путин. Нет, женщины там тоже присутствовали. Фоном, на втором плане. Пару раз им даже дали слово. Исключительно для того, чтобы они по очереди выразили свою огромную благодарность Владимиру Владимировичу. За что благодарность? А за внимание. За заботу. Другой бы президент 8 марта о женщинах и не вспомнил бы, а наш, он не такой, он не только вспомнил, но и поздравил. Как же такого президента не любить всенародно?

Следующий сюжет "Вестей недели" был про убийство Немцова. На экране бессменное лицо и голос СКР генерал Владимир Маркин. Снова объясняет, что это убийство совершили враги России для дестабилизации ситуации в стране. Он это уже говорил сразу после убийства. Разница в том, что 8 марта встык с говорящим Маркиным показали кадры, на которых фигурируют задержанные подозреваемые в убийстве. И это не сотрудники американских спецслужб, как уверяли Рамзан Кадыров и примкнувший к нему сатирик Задорнов, а также большинство экспертов последнего "Вечера" с Соловьевым. И не украинские боевики, как считали политолог Михеев и член Общественной палаты Григорьев. И не Невзлин с Ходорковским, чей почерк безошибочно вычислили Сатановский и сам Соловьев.

В качестве подозреваемых оказались фактически подчиненные Кадырова, в том числе замкомандира батальона "Север", личной гвардии главы Чечни, который немедленно заявил, что подозреваемые все как один патриоты России, которые не могли совершить убийство.

Картина была бы неполной, если бы на следующий день, 9 марта, Путин не наградил Кадырова орденом Почета. Он наградил. На следующий день после того, как верных кадыровцев, людей, которые без приказа своего вождя никогда бы не пошли на такой шаг, как убийство российского политика, прекрасно понимая, что за самовольство рискуют ответить не только своими жизнями, но и судьбами членов семьи. На следующий день после того как сам Кадыров ясно сказал, что не признает российского суда и следствия над своими бойцами.

Еще раз, пошагово. Шаг первый: убивают Бориса Немцова, личного врага Путина, одного из главных оппозиционеров. Медийный хор скандирует, что это враги России принесли сакральную жертву. Шаг второй: в качестве подозреваемых задерживают верных кадыровцев. Шаг третий: Кадыров своих не сдает, объявляет, что не признает их вины. Шаг четвертый: Путин награждает Кадырова орденом Почета.

Когда русский патриот и державник Федор Иванович Тютчев написал "умом Россию не понять", он имел в виду величие страны. В действительности Россию понять можно, но для этого нужен иной ум, альтернативный. Дело в том, что в психиатрии есть два подхода к врожденному слабоумию, или к идиотизму. Традиционная психиатрия считает идиотов, а также олигофренов, дебилов и имбецилов больными людьми, клиническим отклонением от нормы. Другой подход у так называемой гуманной, нетрадиционной, или политкорректной, психиатрии, которая рассматривает все указанные стадии слабоумия как "альтернативную одаренность" и проявление "нетрадиционной интеллектуальной ориентации".

Именно господством нетрадиционной интеллектуальной ориентации на федеральных каналах и других государственных СМИ, а также в кабинетах власти объясняется то, что происходит в стране последние годы.

Антропологический переворот

Обладатели "альтернативного интеллекта", несмотря на полное доминирование во власти и на экранах телевизоров, все время ощущали некий дискомфорт, вызванный тем, что у сторонников традиционной интеллектуальной ориентации есть все: научные традиции, школы, университеты, идеологии всякие, устойчивый набор ценностей. А у них, у альтернативно одаренных, даже своей идеологии нет. На это возмутительное безобразие, отсутствие альтернативной идеологии, постоянно жаловался Владимир Соловьев. И вот сначала режиссер Карен Шахназаров несколько раз подряд говорит о том, что Россия должна явить миру альтернативный Западу цивилизационный проект, основанный на идее Справедливости. Мол, у них там закон, а у нас справедливость. На минувшей неделе эту идею подхватил, развил и углубил политолог Владимир Лепехин, опубликовавший в РИА "Новостях" программную статью под фронтовым названием "Европа в цивилизационном котле".

"Мы живем в эпоху столкновения Западной и Российской цивилизаций, — сообщает политолог Лепехин, — но, несмотря на численное и техническое превосходство, Запад терпит поражение". Видимо, политологу не сообщили, что помимо России и Запада на планете есть еще такие мелкие подробности, как Китай, Индия, исламский мир и прочая мелюзга типа Латинской Америки. Главное политолог понял: Запад терпит поражение. Доказательств в статье нет, поскольку нетрадиционная интеллектуальная ориентация как раз и состоит в том, что доказательства не нужны.

Зато есть объяснения, почему Запад проигрывает. Оказывается, "в начале XXI века восточная и западная части европейского континента фактически поменялись моральными статусами. В XXI веке Западная Европа утратила моральное лидерство и лишилась внутренней целостности и органичности". Если опять носитель традиционного интеллекта будет ждать хоть какого-то обоснования столь фундаментального открытия, он, этот жалкий ретроград, снова ошибется. Сказано, утратила ваша Европа моральное лидерство — значит, так и есть. И не надо никаких доказательств.

Далее политолог Лепехин говорит о главном превосходстве России и главной причине катастрофического конфуза Запада. Оказывается, "в современной России считают, что человеческая жизнь — это высшая ценность, выше идеологий и даже закона, который иногда несправедлив. Запад — на примере Крыма, а затем и Донбасса — продемонстрировал иной подход: придуманный Западом закон (порядок) выше человеческой жизни". Конец цитаты.

Год назад, после очередного разговора с Путиным, Ангела Меркель заметила, что он потерял связь с реальностью и живет в другом мире. В этом альтернативном мире вместе с Путиным поселилась и вся его обслуга. Только живя в таком параллельном мире, можно говорить о приоритете ценности человеческой жизни в стране, которая является лидером в Европе по числу убийств на 100 тысяч жителей. В стране, которая занимает 124 место в мире по продолжительности жизни. Или говорить об идеологии справедливости в стране, в которой разрыв между богатыми и бедными в разы превышает аналогичные показатели в странах Запада.

Мир, в который Путин и его пропаганда поместили Россию, населен странными фантазиями, в которые не верит никто за пределами России. Например, никто в мире не верит в то, что в Донбассе нет российских военных и Россия не снабжает боевиков техникой и боеприпасами. Благодаря публикации в "Новой газете" интервью с бурятским танкистом верить в это в самой России могут лишь наиболее альтернативно одаренные.

Один из сквозных мифов, гуляющих из передачи в передачу, о том, что Европа "прозревает", европейские лидеры, не говоря уже о "простых европейцах", все больше выходят из-под влияния США и переходят на сторону России. Об этом, в частности, говорил Петр Толстой в передаче "Время покажет" от 6.03.2015, утверждая, что симпатии немцев в украинском конфликте на стороне России. Тут как раз подоспел опрос, проведенный по заказу общественного телеканала ARD в начале марта, в ходе которого было опрошено 1005 граждан Германии. Не доверяют России 81% опрошенных, доверяют лишь 15%. Считают, что российское правительство все больше пренебрегает демократическими ценностями — 83% немцев. Но все это происходит в той реальности, в которую ни Петр Толстой, ни Владимир Путин предпочитают не заглядывать.

О вреде дискуссий с альтернативно одаренными

На минувшей неделе Гарри Каспаров и Михаил Саакашвили выступили на слушаниях в Сенате США. "Вести недели" попытались откомментировать это событие, для чего корреспондент "России 1" караулил обоих политиков у дверей в зал заседаний и попытался задать вопрос. Саакашвили при виде микрофона с логотипом пропагандистского канала резко ускорил шаг и молча скрылся в дверях. Каспарову сотрудник "России 1" успел крикнуть в спину: "Не хотите разговаривать?" — на что 13-й чемпион мира не оборачиваясь ответил: "Я разговариваю с журналистами".

Такой стиль общения с российскими СМИ постепенно становится правилом хорошего тона. В передаче "Время покажет" Петр Толстой показал на экране переписку своих сотрудников с украинскими политиками и экспертами, которых пытались пригласить к участию в программе. Если убрать детали, то все переговоры свелись к одному шаблону:

Сотрудник Первого канала: "Приглашаем вас на передачу ''Время покажет'' Первого канала".

Украинский эксперт: "Первого канала какой страны?"

Сотрудник: "России".

Украинский эксперт: "Вы с ума сошли?"

В результате политические ток-шоу российского телевидения постепенно превращаются в торжество соборности и симфоничности нетрадиционного интеллекта, которому не может помешать присутствие отдельных представителей интеллекта традиционного.

Упомянутая программа "Время покажет" от 6.03.2015 могла бы стать образцом такой гармонии альтернативного разума, если бы не присутствие писателя Михаила Веллера, который производил впечатление человека, который шел в библиотеку, а затем, по рассеянности, свойственной писателям, завернул в бедлам. Поначалу Веллер избрал разумную линию поведения, то есть молчал. Но потом зачем-то стал возражать обитателям Первого канала, которые кричали наперебой, что в Украине сплошь фашисты, поскольку считают героями украинских националистов, воевавших против Советской Армии. Веллер пытался объяснить, что там, где начинается война, кончается правда, а украинские националисты, в том числе Степан Бандера, были против и Сталина и Гитлера.

Больше писатель Веллер ничего по существу сказать не смог, поскольку на него стали орать сразу человек 15-20. Причем с разных сторон. Больше и громче всех орал сенатор Евгений Тарло, который немедленно перешел с писателем Веллером на "ты" и тут же обнаружил повадки и стилистику гопника, заявив Веллеру, что он, Веллер, провокатор. Что он, Тарло, предлагает писателю Веллеру немедленно отправляться в Израиль и там заявлять, что евреи и палестинцы одинаково виноваты в войне и терроре.

Писатель Веллер сообщил, указывая на сенатора Тарло, что этот человек - сумасшедший провокатор, который приписывает ему слова, которые он, писатель Веллер, не говорил, а также поинтересовался у сенатора Тарло, не хочет ли он получить по морде здесь и сейчас. Сенатор, прекрасно понимая, что в случае физического столкновения шансы писателя с учетом его возраста, а также подавляющего численного превосходства сторонников Тарло, равны нулю, продемонстрировал отчаянную храбрость и полное пренебрежение к угрозам Веллера.

Гуманное отношение к представителям нетрадиционной интеллектуальной ориентации — несомненно, великое завоевание человечества. За шесть столетий со времен существования лондонского Бедлама в этом направлении было сделано весьма много: альтернативно одаренных не приковывают цепями к стене, отменены смирительные рубашки, сняты решетки с окон. И это прекрасно. Тем не менее, наиболее буйных "альтернативщиков" все-таки держат в изоляции. Нормальный человек, попавший в "дом скорби", может пострадать, что и происходит регулярно с теми нормальными людьми, которые приходят на ток-шоу российского телевидения.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter