Международные санкции против путинского режима, его сторонников и приближенных вскрыл многие, ранее неизвестные для простых россиян, проблемы сегодняшней России.
Вдруг выяснилось, что госкомпании и корпорации, которые создавались и укрупнялись Путиным, оказались сплошь убыточными и неспособными дальше развиваться без финансовой поддержки государства. Наиболее вопиющей на этом фоне выглядит позиция возглавляемой приближенным Путина И.Сечиным государственной компании "Роснефть", которая вместо обеспечения полученных от экспорта валютных платежей в бюджет, требует от правительства выделить из Фонда национального благосостояния громадные средства в 2,4 трлн. рублей. Для сравнения, запрашиваемая "Роснефтью" сумма в 1,5 раза превышает бюджет 12-миллионной Москвы на будущий год. Но таких денег все равно нет: по данным Министерства финансов, максимальная сумма в ФНБ, доступная для инвестирования, составляет не более 2 трлн. руб.
Как же в этих условиях заколдованного круга, когда главная нефтяная компания страны оказалась у "разбитого корыта" и мировые цены на сырую нефть сокращаются, путинская администрация собирается сводить финансовые концы с концами. По признанию министра финансов РФ А.Силуанова, Россия будет терять около 40 млрд. долларов в год из-за европейских санкций и около 90-100 млрд. долларов от падения цен на нефть. Об этом он заявил, выступая на Международном финансовой экономическом форуме. При этом воздействие санкций кажется министру относительно менее болезненным для российской экономики, чем падение цены на нефть.
Спасительный круг, за который хватается Кремль – это попытаться договорится с мировыми производителями сырой нефти о сокращении добычи для стабилизации цены на рынке. Даже, несмотря на то, что, по мнению нацлидера, с нынешним ухудшением конъюнктуры мирового рынка нефти связаны и политические факторы – намёк на сговор Обамы с королём Саудовской Аравии, это не что иное, как параллель с ситуацией, сложившейся на нефтяном рынке в позднесоветский период, приведший к экономическому коллапсу СССР и его распаду.
Видимо боязнь повторения печального советского опыта и подтолкнуло путинскую администрацию к идее начать диалог с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК) о возможности обоюдного снижения добычи. По сообщениям печати, в Москве обсуждают возможность сокращения ежегодного производства на 15 млн. тонн нефти в обмен на использование ОПЕК механизма квот. Российские власти могут предложить ОПЕК сократить собственное ежегодное производство на 15 млн. тонн. В ответ Кремль ожидает, что организация воспользуется механизмом квот, снизив свою годовую добычу. В подмогу себе Путин решил взять верного союзника в стане ОПЕК – Венесуэлу, совместно с которой надеется предложить картелю в преддверии его саммита 27 ноября снизить квоты на добычу примерно на 70 млн. тонн.
Между тем, на практике сложный механизм регулирования квот в рамках ОПЕК в сторону увеличения или уменьшения срабатывает не сразу: требуется определённое время. И потом, некоторые члены картеля "хулиганят" и не придерживаются установленных им квот. Поэтому ожидать мгновенного эффекта от сокращения мировой добычи нефти и стабилизации цен на это сырье не приходится. Есть все основания предполагать, что вынужденные заигрывания Кремля с ОПЕК могут быть прежде всего в интересах "Роснефти". По мнению специалистов, при отсутствии масштабных инвестиций государственную компанию в 2015 году ждет серьезное снижение добычи нефти. При этом необходимо отметить, что, по мнению "Коммерсанта", в целом правительство решение о сокращении добычи нефти не поддерживает из-за необходимости наполнять бюджет.
Непростая дилемма, перед которой оказались нынешние российские финансово-экономические власти – это не только действие санкций, но и, прежде всего, результат 15-летнего правления Путина. Ставка на госмонополии и друзей оказалась ошибочной, если не сказать вредной и опасной. Если бы реально, а не декларативно был поддержан малый и средний бизнес, который в развитых странах является основным источником поступлений в бюджет, нынешняя финансовая ситуация в России была бы не такой мрачной.
А пока что налицо бездарный менеджмент и громадные непроизводственные расходы государственной компании "Роснефть", которые лишь усугубляют последствия международных санкций. Так, глава " Роснефти" в 2013 году возглавил рейтинг Forbes самых дорогих топ-менеджеров России. За полноценный год работы в бизнесе, утверждал журнал, Сечин получил доход в 50 млн. долларов. По последним данным Forbes, ежедневная зарплата Сечина сейчас составляет 6 млн. рублей.
Только "вставшие с колен" не падайте: вы же так любите эту власть!