Что Германия так резко развернула свою позицию в отношению украинско-российского конфликта и стала главным в ЕС лоббистом санкций против одной отдельно взятой своеобразной страны — это объяснимо.
Немцы традиционно плохо понимают ценность европейских ценностей, пардон за тавтологию. Им присущ своего рода политический идиотизм, на который Томас Манн пенял им в лекции "Германия и немцы" (1944). Демократия, права человека — они не очень въезжают в это и в необходимость этого. Так бывает с народами и странами, которые получили эти вещи извне. За примерами, как вы, россияне, понимаете, далеко ходить не надо. Исторически они лишены опыта борьбы за политическую свободу, в которой создаются демократические институты, формируется правовое сознание и соответствующее общество. Вместо этого у них был Гегель, то есть "духовность" + густопсовый этатизм, поклонение идолу Государства, вплоть до его квази-обожествления. Этим они, кстати, отчасти инфицировали и многострадальную Россию, еще "тогда", в XVIII-XIX вв. и это более или менее органично легло на здешнюю почву.
Но с другой стороны, они на самом деле очень совестливые. Оно в общем и понятно отчего: не хватает институтов и права — значит больше упора на мораль и нравственность в сентиментальном, "душевном" и "человеческом" смысле, на добрую волю, и нам в России это знакомо в еще большей степени. После Гитлера-шмитлера это может прозвучать для кого-то странно, но немцы на самом деле всегда были крайне озабочены вопросами морали и "что такое хорошо, что такое плохо", доходя в этом (и во многом другом) до трогательной, детской серьезности. Все надо делать хорошо, правильно — это по-немецки.
И потому изменение курса Берлина в украинском вопросе после сбитого "Боинга" закономерно. Совестливость подразумевает и готовность к угрызениям совести, а спохватываться, опоминаться и приходить в ужас от того, что "е-мое, что ж я сделал-то" - это немцам тоже не внове. "Боинг" их развернул: "Мать честная, вон куда все заехало, вот на каких чертей мы сквозь пальцы смотрели".

Антон Семикин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены