Кто виноват?
Во время перестройки известный писатель Алесь Адамович сказал по ТВ примерно следующее: если нам не удастся реформировать страну она превратится в Верхнюю Вольту (сейчас Республика Буркина-Фасо — прим. Каспаров.Ru) с ядерными ракетами и будет опасна для всего мира. Парадоксально, но через двадцать пять лет после начала реформ Россия действительно стала настоящей Верхней Вольтой с ракетами: насквозь коррумпированным, авторитарным, агрессивным, непредсказуемым государством, обладающим, к тому же, ядерным оружием.
Хочется задать вечный русский вопрос "кто виноват?", что так получилось. Совбюрократы, кгбешники, перекрасившиеся партаппаратчики, составившие значительную часть постсоветской элиты, конечно не стремились к демократии и правовому государству. Но от них ничего подобного никто и не ожидал. А что же пламенные демократы, либеральные интеллигенты, прорабы перестройки, ораторы съездов народных депутатов? Как они допустили номенклатуру кгбешников к власти? Как они позволили создать в стране "кентаврическую" систему, сочетающую самое худшее из советского прошлого с бандитским капитализмом?
"Кому много дано, с того много и спросится". Им было дано самое главное – доверие людей. Но они его не оправдали, точнее предали. Наиболее тяжелая ответственность за все произошедшее в нашей стране лежит именно на них.
Либеральная интеллигенция взяла на себя миссию демократизации России и катастрофически провалила ее. "Моисеи", ведшие народ по пустыне, привели его не в землю обетованную, а к новому рабству. Почему так произошло?
Наши либеральные интеллигенты в 90-е восприняли рыночные догмы, как новую гражданскую религию (с Мизесом и Хайеком вместо Маркса и Энгельса), столь же некритично и догматически, как их деды приняли коммунизм. Они повторяли как мантру: рынок все расставит на свои места. Главное приватизировать собственность, а дальше вступят в действие рыночные механизмы, и все будет ОК'ей.
Идейные рыночники не посчитали за грех и в собственной социальной жизни руководствоваться рыночными принципами. Интеллигенция понесла на рынок все что имела: мозги, "золотые перья", дар красноречия, репутацию, совесть. Покупатели нашлись незамедлительно. Ими оказались различные олигархическо-номенклатурные группировки. На Гусинского, Березовского, Абрамовича, Лужкова, Фридмана трудились плечом к плечу старый ГБист и либеральный юморист, бывший партаппаратчик и недавний "молодой реформатор", писатель-патриот и экономист-западник. Все они присягнули молоху рынка, а для него – нет ни эллина и ни иудея, ни правого и ни левого, ни коммуниста и ни демократа, ни интеллигента и ни гопника. Для всех один закон – прибыль превыше всего.
Особый спрос с либералов, вошедших в 90-е в правящею элиту. Придя в политику, они стали любыми средствами добиваться быстрого перехода основных активов страны в частную собственность, не забывая при этом о себе любимых, о карьере и умножении собственных капиталов. На практике это означало личное участие в "великом распиле" на стороне тех или иных олигархических групп. Политики, выдвинувшиеся из либеральной среды, вместе с бывшей советской номенклатурой и гэбешниками, обслуживали интересы формирующейся с их помощью крупной буржуазии. А потом, номенклатурщики съели либералов, и стали, по сути, старшими партнерами олигархов. Такой исход был неизбежен. Дорогу к путинскому режиму проложили те, кто был у власти в 90-е годы.
"Нижегородский почин"
Возьмем, например, мою родную Нижегородскую область. В 90-е годы она была "витриной демократии" в России на которую приезжали дивиться западные политики, вплоть до самой старушки Тэтчер. Но уже и тогда здесь в зародыше были практически все (кроме ограничения свободы СМИ) пороки нынешнего путинского режима. Были близкие к власти предприниматели. Был ментовский беспредел. Начальник местного РУОП по кличке Дядя Ваня крышевал половину нижегородского бизнеса. Были всякие манипуляции с выборами, вплоть до их срыва с помощью административного ресурса (например, история с мэром Бедняковым, позже отмена избрания Климентьева). Было активное заигрывание руководства региона с реакционной поповщиной и "михалковщиной". Был даже свой нижегородский Навальный, мой тогдашний друг – депутат областного Совета Коля Ашин, разоблачавший разные злоупотребления властей.
В Нижнем, как и по всей стране, всякие бывшие секретари горкомов, райкомов, исполкомов, директора заводов и сотрудники министерств стали основой новой "демократической" власти. Создание цивилизованного правового государства в их планы не входило. Но они были удобны тогдашнему "демократическому" руководству, потому что умели имитировать лояльность и делать вид, что слушаются. А потом пришел их час…
Конечно, уровень коррупции в Нижнем в 90-е был несопоставим с теперешним. Тогда невозможно было и представить сегодняшний беспредел. По сравнению с нынешней, эта коррупция была горбатым Запорожцем перед Мерседесом. Чиновники еще не умели и боялись заниматься теневым бизнесом и крупномасштабным вымогательством. Бизнесмены держали бюрократов за младших, нищих партнеров и считали, что их достаточно просто немного "подкармливать". Кому-то квартиру помогали купить, а кого-то, чтобы обеспечить лояльность, просто в ресторан периодически водили на халяву. Поначалу этого хватало. Но потом бюрократия вошла в силу и стала тянуть одеяло на себя. Итог известен.
Приглашение цербера
После приватизации основных советских активов сформировавшаяся крупная буржуазия и ее политические представители пригласили "цербера" охранять свою собственность. На роль охранника присвоенных богатств они наняли кгбешника-мафиози. Но цербер, как и следовало ожидать, постепенно стал подлинным хозяином страны. Сделал буржуазию младшим партнером бюрократии, а ее политических представителей вообще убрал из власти. Тогда "либералы" перешли в оппозицию.
Тем, кто завел страну в путинизм ее оттуда вывести не по силам. С представителями старого обанкротившегося либерального бомонда надо прощаться окончательно. Они "ничего не забыли и ничему не научились". Ни в чем не покаялись и даже не извинились за свой провал. Они – камень на шее оппозиции, тянущий ее ко дну. Именно они завели в тупик белоленточное движение, превратив его в гламурный балаган. Смешнее всего, что регулярные провалы и поражения не мешают им демонстрировать прежнюю самоуверенность и снобизм.
Нужны новые люди и идеи, новая демократическая альтернатива, как путинскому авторитаризму, так и власти олигархата.