Напомним, что судебный процесс начался в 2005 году. В 2003 году государство выдвинуло против "ЮКОСа" обвинения в неуплате налогов, президент и основной акционер компании Михаил Ходорковский был арестован (осужден за мошенничество в 2005 году, помилован и выпущен на свободу в декабре 2013 года). В конце 2004 года через аукцион за 263 млрд рублей (9,3 млрд долларов на тот момент) был продан основной актив "ЮКОСа", "Юганскнефтегаз" (сейчас принадлежит "Роснефти").
В 2005 году Михаил Ходорковский продал своим партнерам долю в GML, и она стала контролировать 70,5% "ЮКОСа". От всех судебных разбирательств вокруг компании бизнесмен с тех пор дистанцировался, его представители утверждали, что к текущему процессу господин Ходорковский не имеет никакого отношения. Владельцами GML считаются Леонид Невзлин, Владимир Дубов и ряд других.
В судебном процессе GML представляла интересы кипрских Yukos Universal и Hulley Enterprises (непосредственные владельцы акций "ЮКОСа"), затем к ним присоединился траст Veteran Petroleum. Интересы России защищали американские Cleary Gotlieb и Baker Botts, а GML — французская Shearman & Sterling. При подаче иска GML оценила свои потери в 28,3 млрд долларов, но затем требования возросли.
В частности, в суде, помимо Леонида Невзлина, выступали топ-менеджеры "ЮКОСа" Жак Косьюско-Моризе, Франк Ригер, Брюс Мизамор, Стивен Тиди и даже бывший помощник президента России Андрей Илларионов.
По словам источников издания, фактически процесс разделился на два этапа. До 2009 года представители России пытались, с одной стороны, доказать, что данный суд вообще не может рассматривать иск GML, а с другой — что страна не нарушала Энергохартию. В первом случае речь шла о том, что граждане страны могут судиться с ней только в ее судах, то есть в данном случае в российских. Энергохартию в 1994 году подписал премьер РФ Виктор Черномырдин, но Госдума ее так и не ратифицировала.
Суд признал действия властей РФ "полномасштабной атакой на "ЮКОС" и его владельцев с целью обанкротить компанию", хотя и согласился с тем, что она пыталась уклониться от полной выплаты налогов через "подставные" структуры в Мордовии.
Вызывает у российской стороны вопросы и методика расчета убытков. Предложенную истцами суд отклонил и утвердил свою, не объяснив сторонам деталей. По словам собеседников "Коммерсанта", сумма 50 млрд долларов включает стоимость 70,5% "ЮКОСа" на момент окончания конкурсного производства в компании в 2007 году, оцененную на базе биржевых индексов нефтегазовых компаний в 61 млрд долларов плюс потенциальные дивиденды в размере 52 млрд долларов, которые GML могла получить в 2003-2014 годах.
Признав, что действия "ЮКОСа" все же могли "частично" привести к банкротству, суд вычел из получившейся суммы 25%.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter