Вы думаете, что против Украины ведут войну страшные русские националисты, идейные борцы за возрождение империи, православные фундаменталисты? Судя по всему, такие отмороженные фанатики – только пушечное мясо. А рулят всем обычные околокремлевские дельцы и жулики, для которых война – прежде всего возможность хорошо заработать.
В знаменитой прослушке разговора Чеснакова с Бородаем нет вроде бы ничего неожиданного. Бородай жалуется на катастрофический бардак в собственной "республике" и клянчит деньги, Чеснаков заказывает у него панегирик Путину в исполнении "легендарного" (с иронией) Гиркина. В общем, идет разговор двух политтехнологов, обсуждающих что-то вроде провальной избирательной кампании. В штабе бардак, деньги прое…ли. Все это было бы просто ироничным трепом двух профессиональных манипуляторов, но за ним реальная кровь, война, убийства. Видимо кремлевские политтехнологи, мягко говоря, как-то заигрались.
Еще интереснее, чем сам разговор, его участник со стороны Кремля. Это ближайший многолетний сотрудник Суркова – Алексей Чеснаков.
В середине нулевых я работал директором по коммуникациям государственной социологической службы ВЦИОМ. Так вот, куратором и фактическим совладельцем этой формально государственной организации был этот самый Чеснаков: на тот момент заместитель начальника Управления внутренней политики АП, правая рука Суркова. Гендиректором ВЦИОМ был и остается по сей день давнишний коммерческий партнер Чеснакова – пиарщик Валерий Федоров.
Чеснаков теперь пытается отмазаться от обвинений: мол, голос не его. Еще бы, ведь при выезде в любую цивилизованную страну запросто может в тюрьму за финансирование террористов угодить. Так что здесь только и остается, что все отрицать по принципу: я – не я, и лошадь не моя. Но я его голос узнал. Чтобы убедиться, что говорил-таки он, достаточно просто внимательно послушать в youtube официальные интервью этого политехнолога и сравнить интонации с прослушкой. Да и кому было бы нужно его специально подставлять. Не та фигура -:))
Чеснаков интересен тем, что типичен. Он типичный представитель путинской политической элиты. Он никогда не был ура-патриотом, имперцем, русским националистом. Он вообще человек без явных политических взглядов, как и большинство людей "около Кремля". Когда-то он был сотрудником Российско-американского университета, западником и "грантоедом". Теперь, как видим, он на переднем фланге борьбы с "проклятыми пиндосами". Есть такой исторический анекдот. Спрашивает генерал-губернатор редактора газеты "Копейка": "Какого направления изволите придерживаться?". – "Какое уж там направление, ваше сиятельство, – отвечает редактор. – Так, кормимся". Направление "кормимся" – основное для российских политиков и чиновников. Все остальное имитация. Вот, например, Миронов с Левичевым начинали, создав какую-то шизопартию "Партия Жизни", позиционировавшуюся как неидеологическая. Потом получили подряд от Кремля на создание фальшивой левой партии "Справедливая Россия", ни сном не духом левыми не являясь. Сейчас они ура-патриоты и призывают к войне.
Общее мое впечатление от работы во ВЦИОМе. Руководителей кремлевского агитпропа интересуют только деньги:
- деньги они привыкли воровать у государства, причем откровенно, практически не скрывая этого;
- при сегодняшней власти им ничего не угрожает;
- чтобы сохранить возможность безнаказанно воровать, они готовы пойти на что угодно.
Их интересовали только два вопроса: как украсть побольше денег и как лучше ублажить начальство из АП. Где-то после года работы я увидел их внутренние финансовые документы, из которых узнал, что эта государственная организация активно сбрасывала деньги от государственных же заказов сразу аж в два оффшора (на Кипре и Британских Виргинских Островах). В России также было создано несколько подставных отмывочных фирм. Во внутренних записках руководства поражал сленг дешевых бандитских или шпионских боевиков ("легендировать для сотрудников" и т.п.). Документы я передал Наташе Морарь в "Нью Таймс" (вплоть до номеров оффшорных счетов, куда сурковцы сливали деньги в 2006-2007 годах). Вышло три статьи: часть 1, часть 2 и часть 3.
Схемы воровства и ухода от налогов в них были достаточно подробно описаны. По фактам, описанным в статьях, было возбуждено уголовное дело.
Однако, как нетрудно догадаться, оно ничем не закончилось. Наоборот, Наташу Морарь, как гражданку Молдовы, вскоре выслали из России (еще повезло, "а могли бы и бритовкой полоснуть"). Я дал показания в суде, где ВЦИОМ судился против "Нью Таймс" и подтвердил обвинения, содержавшиеся в статье. В результате, кремлевцам удалось оспорить только одно непринципиальное положение. А вся криминальная история про распилы и оффшоры была подтверждена. Потом Федоров и его сообщник (не Чеснаков, а другой известный политтехнолог, обслуживающий по откатным схемам выборные заказы Газпрома), пытались меня запугивать, пересылая письма с угрозами, подписанные каким-то якобы "чеченцем" Валидом Дауровым, которого, как оказалось, не существует в природе.
Вот такой у меня личный опыт общения с кремлевскими технологами. А теперь они рулят войной. Война очень доходное дело. Пока они кормятся от войны, она будет продолжаться.