Звонок из Киева был неожиданным, но вписывающимся в мой деловой график — Украинское телевидение приглашало в пятницу на 4-часовую программу Савика Шустера. "Да, буду обсуждать обе темы — и Голодомор, и ассоциацию с Евросоюзом", — заверил я и убрал мобильник...
Про ассоциацию. Украина и ЕС — эту тему активно обсуждали и наши СМИ, меня тоже пригласили в программу Первого телеканала "Политика", правда, я так и не понял, зачем, в эфире мне дали ровно минуту. В той передаче Сережа Марков и другие противники ассоциации долго объясняли, почему нашей соседке не место на Западе — торговать ей нечем, предложить на еврорынок нечего, экономика депрессивная. Значит, намекал Сережа, ей надо оставаться вместе с нами... Я вспоминал советский анекдот про истеричную жену, которая жалуется в партком — "мой муж сволочь, он гуляет... верните мужа!"
В Киеве я собирался обсудить эту тему подробней. Путь в экономически продвинутый Запад нелегок для всех. Эксперты Евросоюза откровенно признают: интеграция с Украиной — дело для них дорогое. Но и вступающим странам тяжело. В начале года в ЕС отправилась Хорватия, а через три месяца ее президент едва не устроил публичный скандал, жесткие нормативы и регламенты с трудом выдерживает даже Загреб. Участникам евроинтеграции и тем, кто за ней наблюдает (кроме большинства российских СМИ), очевидно, что все рожденное "советским коммунизмом" — нежизнеспособно и прежде чем излечиться на Западе долго и тяжело болеет. В Украине многие также признают, что ассоциация на некоторое время потребует "затянуть пояса".
Ну а что диктует Киеву Москва? Она рекламирует два привлекательных варианта — либо умереть, либо не жить. Заинтересовать соседку нечем. Как, в самом деле, Украине крепить дружбу с тем, кто, по словам Солженицына, "ХХ век проиграл" и проигрывает век ХХI, с тем, чья экономика проваливается в штопор и лидирует по оттоку капитала, с государством, эмиграция из которого превышает эмиграцию времен Гражданской войны...
Так где же выход? Он не кажется мне прямым: тактически — Украине нужно поскорее двигаться в "унию", но в будущем связь с Россией необходима. Эта связь станет взаимовыгодной тогда, когда мы решим вопрос "предельной остроты", хотя и звучащий совсем не по-рыжковски — мы должны спасти страну и демонтировать существующую политическую систему!
Про Голодомор. Здесь наши официальные историки не стоят на месте. В будущем учебнике темы голодомора, то есть искусственного, организованного властью голода, просто нет. Речь идет лишь о неурожае, как говорится, с кем не бывает. Правда, зимой 33-го, когда в Украине мученической смертью умерло 4 миллиона человек, в соседней Польше шли крестьянские бунты с требованием "Прекратите закупать дешевое советское зерно, свое некуда девать". "Непогода 32-го года" имела ясный "тоталитарно-сталинский привкус" и была в климатическом отношении явлением уникальным. Она начиналась строго на западном рубеже бескрайней советской родины, никак не затронув будущую Западную Украину, истерзала Кубань, Северный Кавказ, Казахстан и накрывала всю народную Монголию, где неожиданно и резко завершалась...
Большая специфика рукотворной советской трагедии проявилась в Украине. Смертельный голод был там во многих, но не всех регионах. Жители территорий, где осуществлялся геноцид, блокировались войсками (в РСФСР этого не было). Настоящие историки (не авторы концепции единого учебника) предполагают, что уничтожалось население, регулярно поднимавшее бунты против советчины. Продолжая рассуждать по принципу "кому это выгодно", нельзя не заметить, что провозглашенная властями, но пробуксовывавшая коллективизация после голода 33-го стала практически всеобщей. Видимо, в учебнике напишут, что ее надуло ветром и погодой.
Но если голод 32-33-го у нас как-то изучен, то голод блокадного Ленинграда (в котором на самом деле не было полной блокады, и связь с "большой землей" осуществлялась постоянно по "дороге жизни" — через 70 километров побережья Ладоги, остававшихся под контролем Красной армии) изучен совершенно недостаточно. По мнению ряда серьезных историков, правда, признающих это только в частных беседах, речь идет об искусственном, организованном Сталиным и исполненным Ждановым голодоморе, целью которого была расправа с жителями столицы великой Империи. Убежден, что намечающееся "переименованное" празднование юбилея снятия блокады возможно только после прояснения всех возникающих вопросов и после снятия "архивной блокады". Было бы жесточайшим национальным унижением заставлять народ праздновать то, как его истребляла коммунистическая власть. И сейчас не совсем поздно создать сайт, на котором можно размещать воспоминания свидетелей, их детей, а также неизвестные документы. Врагом правды может быть только враг России!
Продолжая тему дня Голодоморов, так называют последнюю субботу ноября в Украине, хочется обратиться к господину Проханову, готовящему в Изборском клубе новую тоталитарную идеологию. Основной тезис этой гиперцензуры им регулярно озвучивается: "Главное наше достижение — победа в войне, а война все списывает". Хотелось бы узнать, когда мы присоединимся к Украине, вспоминая Голодоморы? Почему "победный" советский голодомор 46-47 годов почти не описан и не называется четвертым сталинским геноцидом (плюс геноциды-депортации народов)? Эта расправа над победителями унесла 2 миллиона жизней. Тогда женщин с детьми на руках, потерявших мужей на фронте, как и других сельских жителей, почти полностью лишили продуктов, да еще и обязали подписываться на заем, изымавший до четверти заработка. Обращения умирающих к властям с просьбой вернуть деньги услышаны не были...
Обо всем этом и о многом другом я собирался говорить в Киеве, но вчера вечером опять зазвенел мобильник. Собеседник упавшим голосом объяснил, что ратификация соглашений с ЕС остановлена, телепередача отменена...
Как говорил герой-рабочий в советском романе: "Смены нет, но мы-то есть!". Надо держаться!
П.С. О голоде, кроме интернета, можно прочитать, например, в книгах: В.Ф. Зима. Голод в СССР 1946-47 гг. Происхождение и последствия. М. 1988; М. Солонин. Запретная правда о Великой Отечественной. М., 2013.
П.П.С. Я не раз писал, что все происходящее наши СМИ истолковывают или с просоветских, или с прозападных системно-либеральных позиций. Нам же необходимо понять происходящее в "российской системе координат", нужно понять, как продолжить российский маршрут, прерванный большевицким переворотом. Тех, кому это интересно, приглашаю в Гражданский дискуссионный клуб "Россия"! Первое заседание — 29 ноября в 18:00 в помещении Московского института психоанализа, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14. Станция метро "Кутузовская". Тема дискуссии — "Историческая Россия и СССР: непрерывность отечественной истории или разрыв во времени. И. Чубайс против С. Кургиняна". Вход свободный. Подробности по телефонам 8-495-225-53-48 и 8-495-933-26-83.