Чего же так зацепило меня с Навальным? Вот думаю и думаю — должно быть этому объяснение концептуальное, а не ситуативное.
Объяснение пришло через раешный стих:
чем навальнее, тем лояльнее.
В общем, такие тезисы:
1. Неототалитаризм учитывает ошибки тоталитаризма и допускает существование оппозиции, воссоздающей ту же идентичность. что и власть.
2. Понятие "идентичность" …здесь ключевое, оно принципиально важно для неототалитаризма, как для тоталитаризма было важно понятие "идеология". Неототалитаризм потому и сильнее, что проникает не в сознание, а в подсознание, закладывая в основу технологий управления идентичность, а не идеологию. Он манипулирует людьми более тонко и на более высоком уровне.
3. Манипуляция достигается методами массовой культуры. Поэтому и отмирает потребность в интеллектуалах, занятых выработкой идеологического контента, но растет востребованность тех, кто владеет технологиями масскульта, а не контентом. Вербальность отступает на второй план. Как я уже говорил, неототалитаризм преодолевает логоцентризм тоталитаризма и демократического общества.
4. Воссоздание неототалитарной идентичности содержательно может быть любым. Уже приведенный пример — фраза Навального: "При мне Путин будет сидеть". Для людей, до сих пор находящихся в идеологическом плену, это верх оппозиционности. Но так было бы, будь сказано: "Деятельность Путина будет изучена и при необходимости расследована в соответствии с законом".
5. Тоталитарный потенциал массовой культуры реализуется не в запретах. а в рекомендациях. Так и сейчас: общество не заметило, как ему рекомендовали определенный тип оппозиционности и конкретных оппозиционеров. И вовсе не обязательно искать здесь зловещий план власти, хотя она в этом и участвует.
Неототалитарная идентичность обладает потенциалом самостоятельного воспроизводства в механизмах массовой культуры. Что не снимает ответственности с манипуляторов и манипулируемых.
! Орфография и стилистика автора сохранены