Иногда бывает, что не очень значимые события затем разрастаются в своих последствиях до факторов исторического масштаба. Пару лет назад я писал, что залог победы над путинизмом — союз левых и либералов. Я исходил из исторического опыта второй половины XIX века и до наших дней, когда именно такой альянс приносил победу над авторитаризмом или блокировал фашизацию общества. Формула "левые + либералы", конечно, огрубленная, не учитывающая нюансов. Например, граница между левыми и правыми делит в данном случае левых и правых социалистов, а правый флаг либерализма настолько размыт, что включает и консервативно-аристократические антидеспотические круги.
Чтобы не сыпать бесчисленными примерами, назову лишь французские и испанские Народные фронты 1935–1937 годов и антиноменклатурные движения в Восточной Европе в 1968–1970 и 1988–1989 годах, где на первых этапах был очень силен леводемократический элемент с его утопическими мечтами о демократическом социализме после победы над партаппаратчиками.
Самым свежим примером силы либерально-левого альянса стали протестные акции в Турции.
По отдельности либералы и левые одолеть деспотии не могли никогда. В условиях раскола тиранические режимы либо перехватывали у левых массы популистскими лозунгами и патерналистскими социальными моделями и всей силой обрушивались на сторонников гражданских свобод, либо искали поддержку у среднего класса в борьбе с "красной анархией". Понятно, что в результате огромное значение приобретали фигуры "лидеров-медиаторов" (соединителей), способных персонифицировать такие политические коалиции. Достаточно упомянуть правого эсера Керенского.
Поэтому наибольший урон антидеспотическим движениям приносили действия, раскалывающие либерально-левые коалиции или препятствующие их возникновению.
В том числе путем нейтрализации таких деятелей-медиаторов. И поистине непростительна историческая вина перед своими народами тех, кто из мелкополитической корысти или идеологического догматизма срывал создание лево-правых продемократических альянсов.
Наиболее известной в России фигурой, олицетворяющей стремление левых к коалиции с либералами, вот уже три года является Сергей Удальцов. За это он подвергался непрестанным нападкам со стороны левых догматиков. Самым эффективным доводом с их стороны были уверения в том, что "все равно правые тебя предадут".
И вот даже не дождавшись, когда победоносное народное "антикриминальное" движение расколют споры из-за дележа шкуры "убитого медведя", на стадии глубокого упадка протестов правое крыло Координационного совета оппозиции отказало в поддержке Удальцову, выступив в поддержку Навального. На эти неблаговидные действия членов КСО подвигла совершеннейшая мелочь: стремление провозгласить символическую поддержку Навальному в борьбе за кресло мэра Москвы.
Эту непорядочность можно было бы если не простить, то понять, коли на кону была бы реальная возможность (как у российских демократов) заполучить контроль над столицей.
Но отчетливо понимая, что ни Удальцов, ни Навальный до регистрации кандидатами допущены не будут, правое большинство КСО все же не удержались от аппаратных манипуляций. Как известно, девятое заседание КСО приняло по-восточноевропейски изящное решение: поддержать и Навального, и Удальцова, определившись с конкретной поддержкой того из них, кто сможет зарегистрироваться, а если это удастся обоим (монетка зависнет в воздухе) — того, чей рейтинг будет выше. Но ментальность выходцев из славных рядов корпоративных юристов не приняла такой интеллигентской манеры. Привычно же другое: собранию акционеров нужно решить, ну, например, как распорядится прибылью — выдать миноритариям дивиденды или бросить средства на развитие фирмы. Голосуем, господа…
Поэтому на сайте КСО в системе "Демократия 2" появляются два поставленных ответсекретарем КСО вечных совковых вопроса: "С кем вы, мастера культуры (вариант: "Ты за большевиков, али за коммунистов?")?" Естественно, что в правом на 80 процентов КСО левак Удальцов при таких раскладах пролетел, как фанера над Парижем.
Эта махинация, о которой очень выразительно уже высказались и коллега Илларионов, и коллега Пионтковский, к сожалению,
разом подтвердила все предупреждения левых о недоговороспособностях вождей либеральной оппозиции.
Но случившееся не личная беда Удальцова и не еще один симптом агонии КСО, реально отметившегося лишь резолюцией об азиатской иммиграции. Нет, это страшный, почти смертельный удар по идее либерально-левого союза. В результате путинизм получит еще время для агонии, а значит и для безжалостного преследования своих противников. Но зато Навальный еще несколько дней сможет именовать себя кандидатом от "объединенной оппозиции". Казалось бы мелочь, а приятно.