Возможно, федеральному центру надоело, и Амиров был "изъят из обращения". Если это так, значит, центром уже определен доминирующий клан для Дагестана, возможно, это клан Абдулатипова, который должен стать Кадыровым в Дагестане".
"Почитав все, что сейчас пишут в прессе о бурной деятельности Амирова на своем посту, а в особенности список людей, которых убрали по его приказу, у меня сформировалась версия, что же там произошло на самом деле, — делится well-p. —
Во-первых, Кремль, конечно же, в подробностях знал всю подноготную Амирова. Тут даже без вопросов. Но руководствовался принципом меньшего зла. Лучше одна жесткая личность, которая держит в узде этих бандитов, чем непрерывная война кланов между собой. И никуда от этого не денешься.
Что же случилось сейчас, что вынудило центр изменить свою политику закрывания глаз? Нет, причин-то всегда много, и снежный ком копился довольно давно. Но что именно стало последней каплей?
Мне думается, возможное убийство "боевиками" Абдулатипова, который сейчас исполняет обязанности президента республики. Амиров так долго мечтал об этом кресле, что вполне мог задумать и такое. Тем более что он уже, как пишут в газетах, не один раз убирал конкурентов методом направленного взрыва. Собственно, это был его последний шанс занять президентское кресло. Годы поджимают. Да и пришлый "москвич" с обширными связями в Кремле мог очень сильно поколебать его власть.
А вот этого Кремль стерпеть уже не мог. Чтобы какой-то местный князек подвергал сомнению право первых лиц страны на принятие кадровых решений. Амиров просто перешел черту, взял на себя слишком много. И надорвался.
Теперь из тюрьмы его уже не выпустят ни под каким видом. И никакие деньги, связи и "общественное" мнение уже не помогут. Это будет... урок всем, кто думает, что может подвергать сомнению власть Кремля на местах".
"Когда пошли первые слухи, что Абдулатипова назначат исполняющим обязанности, местных чиновников охватила мелкая дрожь, — рассказывает Рамон Далиев. — Что они его долго "терпеть" не смогут, если он, конечно, не сменит их всех одномоментно. И сон они потеряли не от понимания, что новая метла начнет по-новому мести, в смысле всех старых увольнять и новых людей назначать, а от того, что воровать станет сложнее и опаснее. А тех, кто уже достаточно наворовал, ждет недвусмысленная перспектива. И не потому, что он такой необыкновенно честный и справедливый человек, хотя сомневаться в этих его качествах у меня нет причин, а потому что именно реальная опора на справедливость и честность — это единственное, благодаря чему он на этом сложном посту в таком своеобразном регионе удержится.
Сейчас, по истечении многих месяцев, стало очевидно, что я не ошибся… Дошла очередь и до Саида Амирова. С него надо было начинать. Самый сильный клан Дагестана обезглавлен. Я даже не сомневаюсь, что "уволить Амирова" было одним из условий, когда Абдулатипов дал согласие Кремлю возглавить Дагестан. Он понимал, да и любой, кто мало-мальски понимает политику, должен знать, что "двум" президентам не бывать. Кто-то должен был уйти.
Конечно, такую фигуру, как Саид Амиров, нельзя было стандартно уволить. Хотя, говорят, что ему предлагали подобру-поздорову уйти.
Достойно. Не захотел, не поверил, что посмеют Амирова тронуть. Вот и нашли для него недостойный метод. Устроили небольшой экшн среди бело дня, до смерти напугав ничего не подозревающих домохозяек. Хотя такой метод часто используется для "нестандартных" людей. Всех пойманных наркобаронов Латинской Америки арестовывали примерно таким макаром. Но виноват во всем этом он сам. Надо было вовремя уйти. Умение вовремя уходить, да и вообще понять, когда это "вовремя" пришло, — это большое чутье и мужество. Не каждому дано".
"Федеральная власть решилась на жесткий эксперимент, предложив лидером человека, не входящего ни в один известный тухум (клан) и не имеющего собственного, которому не некого опереться, кроме федеральных сил в самом Дагестане, — считает Нариман Гаджиев. — Продемонстрировав решимость устранять неформальных лидеров любого уровня, которые не будут следовать в русле формального лидера. Сколотив на скорую руку команду управленцев с основным критерием "лояльность и отказ от собственной игры". Снабдив все это ударной пиар-поддержкой.
Стоит ли теперь ждать результатов? Вопрос, кто ждет и чего. Без экономической программы, без обнародованной программы решения внутриконфессиональных проблем — в общем, без всего, с чем приходят к власти. Абдулатипов, естественно, начал искать поддержку у людей своей родни, района, этноса, но данный путь вызывает в Дагестане мгновенную обратную реакцию, и она не заставила себя ждать, пришлось даже Путину вмешаться…
Как бы ни хотелось, но ревностный подсчет количества чиновников "своей" нации во власти идет постоянно, земельный вопрос, не находящий решения, тоже подпитывает межнациональную напряженность, прочитав не особо скрываемый импульс на недовольство руководством южных соседей, оживились лезгинские интеллектуалы.
Межнациональный мир — это не данность, а скрупулезная работа, которая на уровне инстинктов должна присутствовать в руководителях многонациональной республики.
Нужно подчеркнуто лояльно себя вести не только по отношению к центру, но и к своим собственным этносам, ибо нарушить хрупкое равновесие более чем легко, а вот вернуть сложно, долго и тяжело".
Арестованный Амиров содержится, мягко говоря, в нелегких условиях. Рассказывают, что в тесной камере СИЗО он несколько раз падал со своей коляски, пытаясь дотянуться до умывальника. Условия в российских тюрьмах, даже в самых "лучших", увы, хорошо известны. Они могли усугубить депрессию Амирова и спровоцировать его попытку суицида.
"А вернули сразу в камеру — это нормально? Участь Магнитского для Амирова решили повторить, наверное, — негодует e-vikyra. — Чтобы все видели, что бывает с лучшими мэрами по завершении карьеры. Просто — если человек виновен, его должны ждать суд и наказание, а пока идет следствие".
"Знаете, а ведь дело Амирова может оказаться первым в Дагестане, где следствием (государством) не просто установлен заказчик громкого убийства, но и арестован, и, судя по всему, получит определенный срок, —
замечает Тимур Магомаев. — Кстати, если отбросить то, что это дело политическое (пусть и совпадающее с чаяниями и желаниями дагестанского народа), то оно может быть очень интересным в плане юриспруденции, адвокатской практики... Хоть сейчас в учебники записывай. Мэр (должностное лицо со всеми вытекающими и втекающими), инвалид-колясочник, коррупция, боевики, травма, заказное убийство, вся цепочка от заказчика до подельников и исполнителя, подозрения в совершении других посягательств на правоохранителей... По большей части упор делается (и будет делаться) на признательные показания боевиков и исполнителей преступления... То есть не избежать со стороны адвоката напора на "признательные показания — царица доказательств", здоровье мэра и прочее...
Честно говоря, я вообще решил запастись попкорном. Неделе на две, как минимум, потом докуплю. Задержание главы Табасаранского района Нурмагомеда Шихмагомедова на границе с Азербайджаном. Тот решил эмигрировать из-за подозрений в хищениях бюджетных средств. Замглавы администрации Каспийска Хури Пирсаидова подозревается в махинациях с квартирами — возбуждено уголовное дело. В отношении главы Каякентского района Дагестана Ильмутдина Гамзаева возбуждено уголовное дело (служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями) — подозревается в хищениях бюджетных средств, выделенных на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры района, а также денег, предназначенных для детей-сирот. Гамзаев уже задержан. Попкорн, говорю же, попкорн".
"Зачистка" в Дагестане уже действительно не ограничивается одним Амировым.
"Возглавлявший с 1992 года Национальный банк Дагестана Сиражутдин Ильясов на днях покинул занимаемую должность, — пишет elder-predictor. — Официальная причина отставки — выход на пенсию. Однако, по мнению источника в правительстве республики, уход Ильясова мог быть вызван чередой скандалов, связанных с банкротством дагестанских банков, особенно одного из крупнейших кредитных учреждений — банка "Экспресс".
По данным прессы, уйти в отставку может все руководство дагестанского Нацбанка, так как задержание мэра Махачкалы Саида Амирова (он же Кровавый Рузвельт) дало возможность Центробанку заменить сотрудников, к которым был ряд претензий.
Задержанию Амирова предшествовала серия операций и арестов, направленных против диверсионных групп в республике.
В феврале Дагестан узнал о начале ряда громких разоблачений, связанных с замглавы республиканского МВД, руководителем ГОВД столицы, помощником прокурора Кизляра, следователями и прокурорами, входившими в так называемую банду прокуроров. На их счету заказ и устранение, как говорится, собственными силами своих же коллег и полный контроль над наркотрафиком.
В марте в московском аэропорту "Внуково" была задержана банда "черных инкассаторов" — сотрудников ЧОПа "Карат-1", которые за семь лет вывели "в тень" более 100 миллиардов рублей (почти 1% годового бюджета РФ). Средства, частично поступавшие непосредственно от коммерсантов (дагестанские рынки, крупные торговые центры), обналичивались через дагестанские банки и регулярно переправлялись авиарейсами из Махачкалы в Москву.
Саид Амиров, прокурорские банды, дагестанские банки, черные инкассаторы, лицензионщики Центробанка — все это находится в одном клубке, который давно пора распутать".
Неудивительно, что арест Амирова и "перетряска" его круга может не только оздоровить, но и, напротив, расшатать ситуацию в Дагестане. Ведь вряд ли столь серьезные криминальные кланы сдадутся без сопротивления.
"В некоторых СМИ прошла даже информация, что, несмотря на громкий арест мэра Махачкалы Саида Амирова, в Дагестане начались выступления в поддержку арестанта, — сообщает Соломон Лебанидзе. — По мнению протестующих, персона Саида Амирова уравновешивала политическую ситуацию в Дагестане. Так, уже 2 июня в актовом зале городской администрации сторонники Амирова провели собрание и высказали свое несогласие с арестом мэра. По их мнению, махачкалинский градоначальник свободно мог конкурировать на президентских выборах в Дагестане. Сторонники Амирова на своем собрании 2 июня приняли резолюцию на имя российского президента, генерального прокурора и главы Следственного комитета РФ с просьбой изменить для Саида Амирова меру пресечения подпиской о невыезде.
Российский политолог и журналист Максим Шевченко считает, что Саид Амиров был статусным мафиози. Он вспоминает, что именно Амиров был награжден высокой наградой как лучший мэр города России в 2012 году, и что именно он организовал в свое время вооруженное ополчение дагестанцев для противостояния с вооруженными группами Шамиля Басаева. Шевченко сравнивает деятельность Амирова с сицилийской мафией. Он также напоминает общественности, что Амиров являлся главной фигурой в даргинско-левашинском клане, и в случае, если федеральный центр позволит сильным людям начать борьбу за наследие клана, то это вызовет серьезную дестабилизацию в республике".
"Интересная у нас политическая культура, — делает вывод Расул Кадиев. — Пересмотрел на сайте администрации Махачкалы заявления депутатов Народного собрания и прочих политических и спортивных деятелей в поддержку Саида Амирова с просьбой отпустить его под домашний арест. Знаете, что меня удивило? Список лиц, к кому адресованы обращения. Там не указан суд, в котором рассматривается уголовное дело. Указан и президент РФ, и председатель СК, и генпрокурор, но суда нет. Хотя именно суд рассматривает вопрос о санкции.
Для депутатов НС РД суд не тот орган, где "решают" такие вопросы. Вот вам и уважение к закону и суду. Я не виню их за это. Тут речь не идет об ошибке, здесь подтверждение печальной реальной политической практики".
Дмитрий Разин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter